«

»

Чередниченко Г. А. Российская молодежь: от образования к труду

Чередниченко Г. А. Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий). Издательство РХГАЧередниченко Г. А.
Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий) [монография] / Г. А. Чередниченко. — СПб.: Издательство РХГА, 2016. — 392 с.
ISBN 978-5-88812-795-7
Переход российской молодежи от образования к труду изучается на базе данных государственной статистики РФ (1990–2010-е гг.), эмпирических материалов количественных региональных опросов и материалов интервьюирования как процесс формирования образовательных и профессиональных траекторий. Рассматриваются взаимосвязанные изменения социальных структур и институтов, влияющих на образовательно-профессиональный старт молодежи (демографической ситуации, рынка труда и стуктуры занятости, системы образования), а также социальная практика самой молодежи в ходе получения общего, профессионального, дополнительного образования и начала профессиональной деятельности (реализации накапливаемых в образовании ресурсов в виде занимаемых и изменяемых профессиональных и квалификационных позиций). Выявляются социальные проблемы и дисбалансы и предлагаются решения, которые могут способствовать созданию и поддержанию в обществе более благоприятных условий перехода молодежи от образования к труду.

УДК 316
ББК 60.5
Ч46

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Публикуется по решению Ученого совета
Института социологии РАН
Рецензенты:
канд. социол. наук. Ю. Б. Епихина,
канд. филос. наук. Н. А. Шматко

© Г. А. Чередниченко, 2016
© Институт социологии РАН, 2016
© Издательство РХГА, 2016


FEDERAL AGENCY OF SCIENTIFIC ORGANIZATIONS
INSTITUTE OF SOCIOLOGY OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

G. A. Cherednichenko

RUSSIAN YOUTH: FROM EDUCATION TO WORK
(on the materials of sociological studies of educational and professional trajectories)

Publisher RHGA
Saint-Petersburg
2016


Cherednichenko G. A.
Russian youth: from education to work (on the materials of sociological studies of educational and professional trajectories) [monograph] / G. A. Cherednichenko. — St. Petersburg: Publisher RHGA, 2016. — 392 pp.
ISBN 978-5-88812-795-7
A transition from education to work of the Russian youth — as a process of a formation of educational and professional trajectories — is studied on the basis of State Statistics’ data (of 1990–2010-ies.), empirical materials of quantitative regional surveys and materials of interviews. Interrelated changes in social structures and institutions which affect an educational and professional youth start (demographic situation, labor market and employment structure, education system) are considered. As well as a social practice of the youth during general, vocational, further education and the beginning of professional activities (accumulation and implementation of educational resources as occupied and changeable professional and qualifying positions) are studied. Social problems and imbalances are identified and solutions which could contribute to an establishment and maintenance in a society more favorable conditions of the transition of young people from education to work, are suggested.

© G. A. Cherednichenko, 2016
© Institute of Sociology RAS, 2016
© Publisher RHGA, 2016


 

Оглавление

Введение . . . . 9
Глава 1
Методология изучения перехода молодежи от образования к труду. Образовательные и профессиональные траектории
1.1. Жизненный старт молодежи: исследовательские подходы . . . . 17
1.2. Образовательные и профессиональные траектории молодежи :
исследовательские концепты и операционализация понятий . . . .   35
1.3. Информационная база и методика исследований . . . . 64
Глава 2
Внешние регуляторы, определяющие жизненный старт
2.1. Демографические процессы
и молодежь, вступающая в жизнь . . . . 87
2.2. Рынок труда и занятость молодежи . . . . 105
2.3. Система образования: подготовка кадров
и социальное воспроизводство . . . . 144
2.4. Взаимодействие внешних регуляторов
формирования траекторий в новых условиях . . . . 177
Глава 3
Накопление и реализация образовательного капитала в формировании профессиональных траекторий молодежи
3.1. Образовательные пути и профессиональные позиции когорты молодежи . . . . 206
3.2. Получение профессионального и дополнительного образования выпускниками средней школы . . . . 233
3.3. Образование и повышение квалификации
в ходе трудовой деятельности молодых рабочих . . . .  254
Глава 4
Факторы выстраивания траекторий разными группами молодежи
4.1. Стимулы и ценности при получении образования и обучения по ходу профессиональной траектории . . . . 275
4.2. Использование и конверсия профессиональной подготовки как основные способы выстраивания траекторий . . . . 294
4.3. Соотношение накопленного
образовательно-профессионального
капитала и спроса на рынке труда . . . . 311
4.4. Взаимосвязь образовательной
и профессиональной траекторий . . . . 331
Заключение . . . . 352
Литература . . . . 366
Приложение . . . . 380

Contents

Introduction . . . . 9
CHAPTER 1
Methodology of the study of a youth transition
from education to work
(of educational and professional trajectories)
1.1. Life start of the youth:
research approaches . . . . 17
1.2. Educational and professional trajectories of young people:
research concepts and the operationalization of concepts . . . . 35
1.3. Information base and methodology of researches . . . . 64
CHAPTER 2
External regulators, determining a life start
2.1. Demographic processes
and young people entering into life . . . . 87
2.2. Labor market and the youth employment . . . . 105
2.3. Education system:
training and social reproduction . . . . 144
2.4. Interaction of external regulators forming trajectories
in new conditions . . . . 177
CHAPTER 3
Accumulation and implementation of educational capital
as formation of educational and professional trajectories
3.1. Educational paths and professional positions
of the youth cohort . . . . 206
3.2. Getting professional and additional education
by high school graduates . . . . 233
3.3. Education and retraining during
a labor activity of young workers . . . .  254
CHAPTER 4
Factors of forming of trajectories by different groups of the youth
4.1. Incentives and values of education
and retraining during a professional trajectory . . . . 275
4.2. Usage and conversion of the professional education
as key ways of forming of trajectories . . . . 294
4.3. The ratio of an accumulated educational
and professional capital to the demand in the labor market . . . . 311
4.4. The relationship of the educational
and professional trajectories . . . . 331
Conclusion . . . . 352
References . . . . 366
Appendix . . . . 380


 

Введение

Социальные проблемы перехода молодежи от образования к труду неизменно привлекают внимание исследователей и общества в целом в связи с тем, что молодежь, как правило, оказывается в эпицентре происходящего в социуме и она в конечном счете определяет облик общества в будущем. Условия, в которых происходит этот процесс, определяются состоянием общества в целом — развитием экономики, политики, науки и следующих за ней технологий, демографической ситуации, развитием системы образования, состоянием рынка труда и др. Предоставляемые этими внешними регуляторами потенциальные возможности неодинаково используются разными социальными группами молодежи, имеющей разнообразные способности, реализующей разные стратегии поведения. Несбалансированность в развитии общественных подсистем, с одной стороны, и социальная дифференциация общественного поведения молодежи в ходе освоения образовательных и профессиональных ресурсов, с другой стороны, обуславливают неуравновешенность процессов перехода в сфере образования и труда от фазы подростковости к состоянию взрослости и, как следствие, высокую вероятность возникновения рассогласованностей в этих процессах. Явный, открытый характер одних из этих дисбалансов и скрытое, латентное существование других делают исключительно актуальным своевременное и непрерывное, на каждом этапе общественного развития, изучение процессов перехода от образования к труду разных групп молодежи. Сами эти процессы в исследовательском плане целесообразно концептуализировать и изучать как формирование образовательных и профессиональных траекторий молодежи. Именно такой аналитический подход к проблематике предлагается в данной книге.

В этой проблематике хорошо изученными как в российской, так и в зарубежной социологии являются вопросы социальной детерминированности субъективных и объективных аспектов выбора: зависимости образовательных и профессиональных планов и реального поведения в сфере образования и труда от аскриптивных факторов — социального происхождения, образования родителей, материального положения семей, поселенческого состояния, пола, расы, национальности и др. Указанные социальные взаимосвязи были и остаются непременными детерминантами процессов получения образования и выхода на рынок труда. Между тем в современных обществах под напором динамизма изменений социальных условий жизни, их глобализации, подверженности мировой экономической конъюнктуре, плюс в нашей стране — коренной трансформации общественных структур за последнее двадцатилетие существенно возросло воздействие внешних и других регуляторов на образование и трудовую деятельность молодежи. Одновременно в сегодняшнем быстро меняющемся мире, как подчеркивалось в программном документе XVII Международного социологического конгресса1, социальность человека далеко не целиком детерминирована социальными структурами и механизмами, а сами перемены все в большей мере определяются действиями и интенциями человека. Применительно к нашей проблематике это означает, что в формировании образовательных и профессиональных траекторий в современных условиях возрастает роль социального поведения субъекта: освоения предоставляемых возможностей, самореализации, личных инвестиций. В этой связи особо актуальным в проблематике жизненного старта молодежи сегодня становится изучение вопросов о том, какие возможности, условия и ограничения создаются современным состоянием и развитием отдельных подсистем общества — системы образования, рынка труда и занятости молодежи, демографической ситуации, — для формирования образовательных и профессиональных траекторий молодежи. Как этот потенциал и ограничения реализуются самой молодежью на старте ее траекторий? Как разные группы молодежи получают профессиональное образование, выходят на рынок труда, обретают в ходе трудовой деятельности последующий, дополнительный образовательный капитал и конвертируют его в социально-профессиональные позиции? Ответы на эти вопросы имеют как познавательную, так и практическую значимость, помогают обществу в обнаружении и сглаживании возникающих здесь противоречий, что проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах.

Такое изучение, прежде всего, выводит на проблематику образования. В последние два десятилетия воздействие кардинальных социально-политических и экономических трансформаций общества перемены в структуре, институциях и установлениях в системах общего, профессионального образования и дополнительного обучения все сильнее влияют на распределение молодого поколения по разным уровням образования, формам его получения, направлениям обучения, видам занятий. Одновременно молодежь, выступая не только объектом, но и субъектом образования, реализует собственные образовательные потребности и проявляет избирательность образовательного поведения. В совокупности все это формирует интеллектуальный, профессиональный, инновационный потенциал молодого поколения. Благоприятствование его развитию путем совершенствования условий формирования образовательных траекторий молодежи становится актуальной задачей общества, решению которой могут способствовать соответствующие социологические исследования. Кроме того, в самой системе образования в последнее двадцатилетие происходит усиление социальной дифференциации, складывание подсистем элитного, массового и «псевдо»образования, поэтому изучение реального поведения молодежи в сфере образования неизбежно выводит на проблемы социального неравенства, неодинаковых у разных групп молодежи шансов доступа к качественному образованию, на проблемы социального воспроизводства через институты системы образования. Таким образом, вопросы демократии и неравенства в обществе во многом решаются на жизненном старте в виде формирующихся образовательных (и взаимосвязанных с ними профессиональных) траекторий молодежи.

Самостоятельное воздействие на всю ситуацию старта жизненных траекторий оказывает демографическая ситуация, вернее, волнообразное строение возрастного состава населения страны. В самостоятельную жизнь вступают то многочисленные, то малочисленные поколения молодежи, что создает неодинаковые возможности доступа к учебным и рабочим местам, создает или не создает дополнительное давление на рынок труда, способствует или нет росту безработицы среди молодежи. Все это ставит злободневные вопросы и перед системой образования, и перед системой трудоустройства. Причем возникающие проблемы весьма противоречивы, ситуация быстро и кардинально меняется, и управляющим структурам надо своевременно иметь от исследователей точную и достоверную информацию, чтобы вовремя предвидеть и упреждать возникающие проблемы.

Рассматриваемая проблематика непосредственно связана с состоянием рынка труда, с трудоустройством молодежи. Под влиянием структурных преобразований производства, конкурентного механизма регуляции трудовых отношений, структурного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы существенно усложнились процессы трудоустройства молодежи, складываются различия в профессиональных траекториях социально продвинутых и социально обездоленных групп молодежи. На старте траекторий молодежь застает определенные институты рынка труда, определенную структуру занятости, в которые она должна вписаться. Одновременно, в первую очередь за счет молодежи, за счет получения ею новых, актуальных, востребованных экономикой специальностей и квалификаций, происходит перераспределения всего занятого населения между секторами экономики, видами деятельности, профессиями в пользу более соответствующих современным экономическим вызовам. Тем самым занимаемые молодежью по ходу профессиональных траекторий трудовые позиции способствуют вкладу в прогрессивное экономическое развитие страны. Оптимизация профессиональных траекторий молодежи путем адаптации специфических инструментов рынка труда, большей подстройки системы профессионального образования к актуальным запросам сферы труда и общества способны усилить рациональное использование созидательного потенциала молодежи.

Изучение формирования образовательных и профессиональных траекторий молодежи тесно сопряжено также с вопросами о положении и специфических функциях молодежи в общественном воспроизводстве, ее социального развития, становления и реализации субъектности молодежи в социальных отношениях. Обосновавший социологический подход к пониманию положения молодежи в обществе К. Мангейм говорил об ее особой функции, которая состоит в том, что молодежь — «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам»2. Социальная активность молодежи, имевшая место в последнее двадцатилетие, в отношении выбора своего образовательно-профессионального пути — получения общего и профессионального образования, выхода на рынок труда, интеграции в профессиональную деятельность, дополнительного обучения и возвращения в систему образования, изменений социально-профессионального положения по ходу развития профессиональной карьеры — собственно, и составляют осуществление молодежью ее специфической функции в быстро трансформирующемся российском обществе. От происходящих по ходу формирования образовательных и профессиональных траекторий качественных изменений ее социального положения зависят как видоизменения социально-профессиональной структуры и структуры занятости, в которые молодежь включается, так и совершенствование самой молодежи под воздействием преобразований. При этом диалектика объект-субъектных отношений в ходе становления и реализации молодежи нередко ведет к возникновению внутри указанных процессов многообразных проблемных ситуаций. Их своевременное выявление в ходе социологических исследований помогает поиску путей решения обнаруживаемых социальных проблем.

В условиях современной России изучение данной проблематики представляется особенно актуальным в свете борьбы неолиберальных моделей развития и консервативных направлений и схем. На представленном материале приходится убеждаться, что общество, идя то по пути неолиберальных реформ, то тормозя их, неизбежно сталкивается как с позитивными, так и с негативными проявлениями процессов. Тем важнее знать, как складываются социальные механизмы формирования образовательных и профессиональных траекторий, какие новые дисбалансы возникают, каковы возможные пути их разрешения. Разные стороны рассматриваемой проблематики создают возможности для выработки мер социального управления, дают выходы на практические рекомендации.

Названные положения предопределили проблему исследования, результаты которого представлены в данной книге. Она может быть сформулирована как противоречие между автономностью, отсутствием в ряде отношений взаимосвязи в развитии отдельных социальных подсистем, таких как система образования, рынок труда, демографическая ситуация, и потребностью в благоприятствовании формированию образовательных и профессиональных траекторий молодежи, то есть усилий общества по созданию — с ориентацией на дифференцированные группы молодежи — лучших возможностей реализации способностей, стратегий получения образования и трудоустройства, а также последующего накопления образовательных и профессиональных ресурсов.

Назначение социологических исследований и этого исследования в частности — предоставить обществу объективную информацию на основе анализа актуальных социальных проблем, расширять наши знания о состоянии и перспективах развития социума и тем самым продвигать наше общество по пути прогресса.

1 См.: XVII ISA World Congress of Sociology. Sociology on the move. [Электронный ресурс.] Дата обращения 24.06.2010. URL.: http://www.isa-sociology.org/ congress2010/.

2 Мангейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. С. 444.


 

Научное издание

Чередниченко Галина Анатольевна

Российская молодежь:
от образования к труду
(на материалах социологических исследований
образовательных и профессиональных траекторий)

Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Корректор С. А. Авдеев
Верстка Т. О. Прокофьевой
Дизайн обложки О. Д. Курта

Подписано в печать 25.07.2016.
Формат 60 × 84 1/16. Бум. офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,50
Тираж 100 экз. Заказ № 725

Издательство РХГА
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 310-7929, +7 (981) 699-6595,
факс: (812) 571-30-75
E-mail: rhgapublisher@gmail.com
http://irhgа.ru

Отпечатано в типографии «ПОЛИКОНА»
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 199

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>