Бирюков Д.С. Причастность и универсалии в восточно-христианской мысли: некоторые темы и линии

Бирюков Д.С. Причастность и универсалии в восточно-христианской мысли: некоторые темы и линии, 2016, Издательство РХГАБирюков Д.С.
Причастность и универсалии в восточно-христианской мысли: некоторые темы и линии. – СПб.: РХГА, 2016. – 232 с.
ISBN 978-5-88812-803-9
Книга представляет собой историко-философское исследование, в котором прослеживается развитие, преломление, взаимодействие и видоизменение линий, связанных с концептами причастности и универсального, в учениях восточно-христианских мыслителей.

УДК 1
ББК 87.3
Б64

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Институт истории христианской мысли
Сектор византийской философии

Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета
Русской христианской гуманитарной академии

Рецензенты:
д.ф.н. В.М. Лурье,
д.ф.н. Д.И. Макаров,
д.ф.н. Р.В. Светлов

© Д.С. Бирюков, текст, 2016
© Русская христианская гуманитарная академия, 2016


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА I. ПАРАДИГМЫ ПРИЧАСТНОСТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ 11
ГЛАВА II. ПРИЧАСТНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ МЫСЛИ:
ОРИГЕН И АРИЙ 31
1.ПАРАДИГМЫ ПРИЧАСТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТЕМАТИКИ
УНИВЕРСАЛИЙ У ОРИГЕНА 31
2.ПРИЧАСТНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ В УЧЕНИИ АРИЯ 52
2.1. Учение Ария 52
2.2. Линии использования языка причастности,
универсальные реалии в Боге
и области тварного сущего у Ария и ариан 58
2.3. Парадигмы причастности и универсалии у Ария
и Оригена 64
2.4. Неоплатонизм Ария? 66
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМАТИКА ПРИЧАСТНОСТИ В
АРИАНСКИХ СПОРАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ IV В. 75
1. Арианские споры второй половины IV в.:
контекст 75
2. Принцип «больше-меньше» у Евномия 84
3. Принцип «больше-меньше», тематика
причастности и универсалий в полемике
Григория Нисского против Евномия 91
4. Принцип «больше-меньше» и проблематика
причастности к Божественной сущности
у Григория Нисского 94
5. Вертикальная парадигма причастности
у Григория Нисского 104
ГЛАВА IV. ПРИЧАСТНОСТЬ И ИЕРАРХИИ СУЩЕГО
В ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ
ТРАДИЦИИ 107
1. СИНТЕЗ БИБЛЕЙСКОГО И АНТИЧНОГО ЛОГИКО-
ФИЛОСОФСКОГО ОПИСАНИЙ ПОРЯДКА ПРИРОДНОГО
СУЩЕГО У ГРИГОРИЯ НИССКОГО 108
1.1. Иерархии сущего у Григория Нисского 108
1.2. Контекст и развитие темы порядка природного
сущего в 8-й гл. «Об устроении человека»
Григория Нисского 112
1.3. Историко-философский контекст темы порядка
природного сущего в 8-й гл. «Об устроении
человека»: Посидоний или Порфирий? 118
1.4. Порядок природного сущего у Григория
Нисского и древо Порфирия 125
1.4.1. Родовидовые разделения у
предшествующих по отношению к Григорию
авторов 125
1.4.2. Родовидовое разделение у Григория
Нисского и Порфирия: общее 129
1.4.3. Родовидовое разделение у Григория
Нисского и Порфирия: отличия 130
1.5. Заключение 138
2. ПАРАДИГМЫ ПРИЧАСТНОСТИ И ИЕРАРХИИ
СУЩЕГО У ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА.
СООТНОШЕНИЕ ИЕРАРХИЙ У ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА
И ГРИГОРИЯ НИССКОГО 141
2.1. Иерархии сущего и парадигмы
причастности 141
2.2. Природная и индивидуальная причастность
к Божеству у Дионисия Ареопагита 144
2.3. Причаствуемое и причаствующее у
Дионисия Ареопагита 145
2.4. Божественные имена и неоплатоническая
тетрада у Дионисия Ареопагита 150
2.5. Иерархия сущего у Дионисия Ареопагита 152
2.6. Иерархии у Дионисия и Григория Нисского:
выводы 156
3. ИЕРАРХИИ СУЩЕГО У МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА
И ИОАННА ДАМАСКИНА 163
4. ТЕМА ИЕРАРХИИ ПРИРОДНОГО СУЩЕГО В
ПАЛАМИТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 171
1. Григорий Палама 171
2. Давид Дисипат 183
ГЛАВА V. ПАРАДИГМЫ ПРИЧАСТНОСТИ И ТЕМА
(НЕ)ПРИЧАСТВУЕМОСТИ
БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ 187
1. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И МАКСИМ ИСПОВЕДНИК 189
2.ПРИЧАСТНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ
У ИОАННА ДАМКАСКИНА 195
2.1. Вертикальная парадигма причастности 195
2.2. Горизонтальная парадигма причастности 200
2.3. Неоплатоническая парадигма причастности 201
3. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ 206
4. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 219
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 225


 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая монография посвящена тематике малоисследованной, но парадигматической для понимания специфики восточно-христианской мысли, как, с одной стороны, содержащей внутри себя ортодоксальные и гетеродоксальные линии, и с другой, как вбирающей линии влияния античной философской традиции. Это тематика причастности и универсального.
Как показывается в исследовании, на философский язык восточно-христианской традиции существенно повлияли три античные парадигмы понимания концепта причастности в его связи с темой универсалий: вертикальная (мы ее называем также платонической) и горизонтальная (мы ее называем также аристотелевской) парадигмы, а также неоплатоническая парадигма, сформировавшаяся на основе платонической, предполагающая концепт непричаствуемости. Рецепция в восточно-христианской философской мысли этих парадигм причастности, заданных в античной философской традиции, привела к новым ходам мысли в рамках историко-философского процесса: две из указанных парадигм причастности – горизонтальная и неоплатоническая – субстанциализировалась в восточно-христианской философии, тогда как первая фигурировала в античной философии по преимуществу в логическом контексте, а вторая являлась уточнением платонической парадигмы. Вследствие этой субстанциализации платоническая и неоплатоническая парадигмы оказались в ситуации конфликта друг с другом. Это привело к тому, что в рамках ортодоксальной линии в восточно-христианской мысли имеет место фактически не попадающая в поле внимания исследователей неконсистентность, возникшая вследствие использования восточно-христианскими авторами, с одной стороны, платонической, и с другой, неоплатонической философских парадигм причастности при описании соединения человека с трансцендентным божественным началом. В предлагаемом исследовании я выявляю как саму эту неконсистентность, так и историко-философские основания, стоящие за ней. Последнее может помочь понять статус этой неконсистентности: относится ли она к самому содержанию ортодоксальной линии восточно-христианской мысли или же только к характеру использования терминологии.
Таким образом, в настоящем исследовании прослеживается обнаруживаемый в рамках восточно-христианской философской традиции особый путь осмысления проблематики, связанной с концептами причастности, общего и особенного, не совпадающий с направлениями раскрытия этой проблематики в иных направлениях философской мысли, и в частности, выявляется особый характерный для восточно-христианской мысли способ рецепции парадигм причастности, разработанных в античной философской традиции.


Научное издание

Дмитрий Сергеевич Бирюков

Причастность и универсалии
в восточно-христианской мысли:
некоторые темы и линии

Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Художник О. Д. Курта

Подписано в печать 29.04.2016.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.
Усл.печ.л. 14,5. Тираж 300 экз. Заказ № 1280

Издательство РХГА
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 310–79–29, +7(981)699–6595;
факс: (812) 571–30–75
E-mail: rhgapublisher@gmail.com
http://irhgа.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.