Афонасин Е. В., Афонасина А. С., Щетников А. И. Античный космос. Очерки истории античной астрономии и космологии

Е. В. Афонасин, А. С. Афонасина, А. И. Щетников Античный космос. Очерки истории античной астрономии и космологии. Издательство РХГА. ИнтелБук - Умная КнигаЕ. В. Афонасин,
А. С. Афонасина,
А. И. Щетников

Античный космос. Очерки истории античной астрономии и космологии. – СПб.: Издательство РХГА, 2017. – 403 с. (Античные исследования).
ISBN 978-5-88812-808-4
Книга посвящена античной астрономии, метеорологии и космологии. В разделе Переводы публикуются три античные учебника астрономии – Введение в явления Гемина, Учение о круговращении небесных сфер Клеомеда и астрономический раздел Изложения математических предметов, полезных для изучения Платона Теона Смирнского. В разделе Исследования подробно рассматриваются античные методы измерения времени и расстояний до небесных тел, а также представления о сферичности Земли в древности. Специальное внимание также уделено античной метеорологии и развитию космологических идей в античной философии.

УДК 1:52:94(3)
ББК 22.6:63.3(0)32:87.3(0)
А94

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ
И КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

© Е. В. Афонасин, А. С. Афонасина, А. И. Щетников, 2017
© Издательство РХГА, 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4
ПЕРЕВОДЫ
Гемин. Введения в явления
А. И. ЩЕТНИКОВ, предисловие, перевод, примечания 7
Клеомед. Учение о круговращении небесных сфер 
А. И. ЩЕТНИКОВ, предисловие, перевод, примечания 81
Теон Смирнский. Изложение математических предметов,
полезных при чтении Платона (астрономический раздел)
А. И. ЩЕТНИКОВ, предисловие, перевод, примечания 164
ИССЛЕДОВАНИЯ
Измерение расстояний в древнегреческой астрономии
А. И. ЩЕТНИКОВ 216
Сферическая Земля от древних греков до эпохи великих
географических открытий
А. И. ЩЕТНИКОВ 225
Измерение времени в Античности: клепсидра и ее особенности
А. С. АФОНАСИНА 269
Античная метеорология
Е. В. АФОНАСИН 288
Демиург в античной космологии
Е. В. АФОНАСИН 345
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 390
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 401
SUMMARY 402


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

От эпохи среднего эллинизма до наших дней дошли три античных учебника астрономии. Во-первых, это сочинение Гемина Введение в явления (Elementa astronomiae, Εἰσαγωγὴ εἰς τὰ Φαινόμενα); во-вторых, это трактат Клеомеда Круговращение небесных тел; в-третьих, это астрономический раздел в трактате Теона Смирнского Изложение математических вещей, полезных при чтении Платона, составляющий по объему половину всего сочинения. Содержание этих текстов охватывает общий круг астрономических познаний, выработанных древнегреческими астрономами за длительную предшествующую эпоху, начиная от становления астрономии в V веке до н. э. и заканчивая трудами Гиппарха, жившего во II веке до н. э. В отличие от Альмагеста Клавдия Птолемея, адресованного профессиональным астрономам, эти трактаты не содержат многочисленных наблюдательных данных и подробных математических расчетов. Зато из них мы можем узнать, какими познаниями в области небесных явлений обладали образованные греки и римляне, каковы были общие основы астрономического знания, преподаваемые в эллинистических школах. Кроме того, эти трактаты служат ценным источником сведений по истории греческой астрономии более ранней классической эпохи. Три учебника содержат много общего материала, но при этом различаются некоторыми важными деталями. Теон описывает учение об эпициклах и деферентах, чего нет у двух других авторов. Клеомед подробно рассматривает ряд измерительных процедур, в том числе процедуру измерения размеров Земли Эратосфеном. Гемин рассматривает устройство лунно-солнечного календаря – предмет, которого не касаются ни Теон, ни Клеомед. Эти сочинения отличаются также и общим настроем. Трактат Теона составлен в духе пифагорействующего платонизма; Клеомед выказывает себя приверженцем стоической физики и ведет яростную атаку на эпикурейцев. Трактат Гемина относительно свободен от влияний какой-то определенной философской школы; зато в нем можно видеть следы взаимодействия греческой и вавилонской астрономии, а также ряд возражений против астрологического учения, имеющего вавилонское происхождение.

Во втором разделе книги переводы дополнены серией очерков по истории античной науки и философии. В первом очерке подробно рассматриваются античные методы измерения времени и расстояний до небесных тел. Приложения посвящены аль-Бируни и первым точным измерениям расстояния до Солнца и Луны, сделанным в XVIII веке. Во втором очерке рассмотрено возникновение и последующее развитие учения о сферической Земле в древней Греции, а также то, как это учение усваивалось другими культурами, соприкасавшимися с эллинистической культурой непосредственно или через более длинную цепь передачи. Особое внимание уделено методам математической географии, позволяющим измерять охват земного шара и определять координаты точек на его поверхности. Опираясь на литературные свидетельства и археологические данные, в третьем очерке мы рассматриваем историю создания водяных часов – клепсидры, ее разновидности и применение в разных сферах социальной деятельности. Отдельное внимание уделяется использованию клепсидры в народных собраниях и медицинской практике. На примере массивных водяных часов из святилища бога-врачевателя Амфиарая в Оропосе показывается, насколько плотно использование часов вошло в обиход в конце IV в. до н. э., и как в истории стандартизации решался вопрос о выравнивании часов. В частности, выдвигается гипотеза о том, что массивные водяные часы, рассчитанные на измерение времени в течение 24 часов, были сооружены в святилище Амфиарая именно потому, что служили для медицинских целей. В подтверждение этой мысли приводится рассуждение о значении слова «час» из медицинских текстов Гиппократовского корпуса и еще два свидетельства из медицинской практики Герофила и Галена.

Четвертый очерк посвящен античной астро-метеорологии. Здесь разбирается методология и содержание трактата Псевдо-Теофраста «О приметах погоды», а также переводится трактат Аристотелевского корпуса «О направлениях и названиях ветров». Очевидно, автор этого небольшого сочинения попытался соотнести известную ему схему ветров с доступными эмпирическими данными. Получившаяся картина заметно отличается от той, что представлена в Аристотелевой Метеорологике. С другой стороны, наблюдения неизвестного автора полезнее с практической точки зрения, так как дают точную привязку к местности. Ведь, в конечном итоге, и Аристотель признает, что простая схема не точна, и погода носит местный характер (Метеорологика 364а1 сл.). Затем на материале Аристотелевой метеорологии, сирийско-арабской Метеорологии Теофраста и пятой книги Естественнонаучных вопросов Сенеки, разбираются античные теории, объясняющие возникновение и развитие ветров и ураганов. Наконец, сопоставляются теоретические и методологические подходы Аристотеля и Теофраста к изучению природных явлений. Мы видим, что преемник Аристотеля нередко высказывает идеи, не очень подходящие для ученика Стагирита. В частности, в ряде мест он настаивает на том, что космос – это живое и упорядоченное целое, а потому движение, присущее ему от природы, не следует пытаться объяснять при помощи различных телеологических конструкций и тем более постулировать независимый от него первый двигатель. Книга завершается очерком истории античной философской космологии, который начинается с краткого разбора основных элементов ранних греческих космологий Ферекида Сиросского и орфиков. Основное внимание уделяется фигуре Кроноса и демиургической активности Зевса. Античная космогония сопоставляется с современной теорией времени И. Пригожина, который, подобно древним космологам и в отличие от сторонников стандартной космологической модели (теории Большого взрыва), считает, что время не возникло вместе с нашим миром и не закончится после его исчезновения. Затем космология классического периода раскрывается через призму платонической метафоры кормчего (kybernētēs). Книга иллюстрирована и дополнена библиографией. Значительная часть представленных здесь материалов предварительно публиковалась в журнале ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. На его страницах читатель найдет ряд других работ по теме, например, наш перевод главы об античной астрономии из книги Вальтера Буркерта, посвященной древним пифагорейцам, и серию исследований Майкла Чейза, касающихся античного учения о времени и вечности.

Евгений Афонасин,
Анна Афонасина,
Андрей Щетников
Академгородок,
в день Суперполнолуния
(14 ноября 2016 г.)

Е. В. Афонасин, А. С. Афонасина, А. И. Щетников Античный космос. Очерки истории античной астрономии и космологии. – СПб.: Издательство РХГА, 2017. ИнтелБук - Умная Книга


 

Научное издание

Афонасин Евгений Васильевич,
Афонасина Анна Сергеевна,
Щетников Андрей Иванович

АНТИЧНЫЙ КОСМОС
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ
АСТРОНОМИИ И КОСМОЛОГИИ

Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Художник О. Д. Курта

Подписано в печать 12.12.2016
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная
Усл. печ. л. 25,3. Заказ № 772

Издательство РХГА
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 310-79-29, +7 (981) 699-65-95;
факс: (812) 571-30-75
E-mail: rhgapublisher@gmail.com
http://irhga.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.