Идеологии и генезис ценностей современного общества

Идеологии и генезис ценностей современного общества. Монография. Издательство РХГАИдеологии и генезис ценностей современного общества: Коллективная монография / Светлов Р. В., Богатырев Д. К., Кожурин А. Я. и др. — СПб.: Издательство РХГА, 2016. — 352 с.
ISBN 978-5-88812-813-8
В коллективной монографии рассматривается судьба ведущих политических идеологий в истории российской цивилизации и культуры, их роль в формировании системы ценностей современного российского общества. Прослеживается связь — прямая, опосредованная, кажущаяся — между идеологиями и религиозным сознанием. Выдвигается ряд гипотез о роли классических политических идеологий в будущем цивилизационном ландшафте России. Книга рассчитана и на ученых, занимающихся историей и генезисом российских идеологий, и на широкий круг читателей.

УДК 2:316.75:94(470)
И29

Авторский коллектив:
Аникиев М. В., Богатырев Д. К., Борисов И. В.,
Гончаров И. А., Гуторов В. А., Иванов А. А., Казин А. Л.,
Кожурин А. Я., Мещенина А. А., Светлов Р. В.,
Соколов Р. А., Талеров П. И., Ударцев С. Ф.

Публикация подготовлена в рамках
поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-11190Ац
«Роль политических идеологий в истории России
и проблема национально-государственной безопасности»

© Коллектив авторов, 2016
© Русская христианская гуманитарная академия, 2016
© «Русский Путь», название серии, 1993


ОГЛАВЛЕНИЕ

От издателей . . . . 5

Богатырев Д. К.
Введение: Ценности, религия, идеологии . . . . 9

РАЗДЕЛ 1.
ИДЕОЛОГИИ И ЦЕННОСТНЫЙ ГОРИЗОНТ РОССИЙСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Консерватизм
Гуторов В. А.
Российский консерватизм в историческом и культурном
измерениях: опыт сравнительного анализа . . . . 69
Кожурин А. Я.
У истоков русского консерватизма
(А. С. Шишков, Ф. В. Ростопчин и Н. М. Карамзин) . . . . 137
2. Либерализм
Гуторов В. А.
Российский либерализм как исторический и политический
феномен: от утопии к реальности . . . . 155
3. Национализм
Иванов А. А., Казин А. Л., Светлов Р. В.
Русский национализм: основные вехи исторического осмысления . . . 205
4. Анархизм
Талеров П. И.
Анархизм: развенчание мифов и стереотипов . . . . 223
Ударцев С. Ф.
Эволюция теории анархизма в России в XIX–XX вв.
(классический и постклассический периоды) . . . . 231
5. Социализм
Гончаров И. А.
Социализм в исторической ретроспективе . . . . 243

РАЗДЕЛ 2.
ИДЕОЛОГИИ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ
1. Великая хартия вольностей и происхождение либерализма
Аникиев М. В.
Великая хартия вольностей: исторический контекст . . . . 260
Мещенина А. А., Соколов Р. А.
Несложившаяся хартия: русские земли в начале XIII в.:
князья-«самовластцы» и вечевые «вольности» . . . . 270
Светлов Р. В.
Дмитрий Моисеевич Петрушевский и исследование природы
«средневекового либерализма» . . . . 275
Борисов И. В.
Magna Carta как доктринальный источник либеральных идеологий . . . 280
Гончаров И. А.
Средневековые традиции
в новоевропейских демократических институтах . . . . 285
Гуторов В. А.
Традиция британской конституции в современном политико-
философском дискурсе: некоторые теоретические проблемы . . . . 291
2. Идеологии и внешняя политика
Гончаров И. А.
Принципы либерализма в системе современных
международных отношений: естественное право или война? . . . . 308
3. Идеологии и «реформы» капитализма
Гончаров И. А.
Рабочий капитализм от Штирнера к Прудону и Марксу . . . . 316
4. Политика, идеологии и религия
Светлов Р. В.
Религизация политики . . . . 326

Светлов Р. В.
Послесловие: Сумерки идеологий? . . . . 336


 

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

 

Российская цивилизация входит в новый жизненный цикл, чему всегда сопутствуют общественно-политические вызовы, верная реакция на которые может привести к цивилизационному прорыву, а неадекватная — к провалу и структурному краху. Настоящий период развития России происходит в условиях глобализации, когда особенно остро стоит тема цивилизационной и культурной идентичности. Изучение особенностей социальной и культурной динамики невозможно без попытки верной идентификации ценностного ядра российской культуры, способного к продуцированию смыслов, притягательных для мыслящих и активных элементов социума.
Это ядро может выступать в форме некоторой идеологии, как может быть и объектом воздействия и трансформации со стороны идеологий «глобального» типа — таких, как социалистическая, либеральная, анархическая. В свою очередь, каждая из этих идеологий также несет в себе ценностное ядро, которое зачастую не рефлексируется, однако оказывает влияние на все стороны социальной, культурной жизни, на образование.
Поскольку постсоветская Россия является поликонфессиональной и полиэтнической цивилизацией переходного типа при сохраняющихся (пока) национальной и религиозной доминантах, помноженной на рудименты наднационального имперского прошлого, она в известной степени открыта для воздействия различных общественно-политических идеологий, которые сформировались в последние два столетия истории человечества. У каждой из них имеются очевидные преимущества, а также более или менее очевидные проблемные зоны. Но, что наиболее существенно — Россия уже имела опыт освоения, адаптации к собственным условиям и культурной рефлексии на тему как минимум пяти идеологий, формировавшихся в европейской цивилизации в XIX в., но сохраняющих актуальность до настоящего момента: либеральной, консервативной, социалистической, анархической, националистической. Спецификой России было то, что зачастую эти идеологии усваивались в религиозно-конфессиональном контексте, что и неудивительно: в отличие от Запада, процесс активной секуляризации России начался незадолго до событий 1917 г. Порой их воздействие на Россию рассматривается как разрушительное и насильственное — однако нет никаких сомнений, что в цивилизационной истории нашей Родины XIX–XX вв. они играли существенную и порой определяющую роль. Резкость и крайность их оценок вызвана актуальностью «идеологической идентификации» (или «идентификаций») для современной России, что является одним из условий национально-государственной безопасности нашей страны. Поэтому данная проблематика должна быть переведена из сферы политико-пропагандистской риторики в сферу академического исследования.
Цель данной книги — стать элементом своего рода «идеологической карты» российской цивилизации. Другими элементами этого «картирования» являются пять антологий, посвященных месту перечисленных выше идеологий в истории российской цивилизации и ее ценностных систем, которые также выходят в издательстве РХГА.
Во Введении («Ценности, идеология, религия») Д. К. Богатырев раскрывает методологию изучения идеологии как формообразования культуры, ее отношение к традиционным религиям как «топосам» формирования ценностных систем, а заостряет внимание на феномене ценности в его культурном и социальном аспекте.
Первый раздел книги посвящен идеологиям в России. В. А. Гуторов («Российский консерватизм в историческом и культурном измерениях: опыт сравнительного анализа») уделяет внимание происхождению и природе консерватизма, его закреплению на русской почве, а также тем центральным принципам, которые могли бы стать базой для современного и актуального для России варианта консервативной идеологии. А. Я. Кожурин («У истоков русского консерватизма: А. С. Шишков, Ф. В. Ростопчин и Н. М. Карамзин») обращается к первым проявлениям консервативных идей в России. В. А. Гуторов («Российский либерализм как исторический и политический феномен: от утопии к реальности») показывает параллели в истории западного и российского либерализма, создает его типологию и обсуждает причины неудач попыток применения либеральных проектов на российской почве. А. А. Иванов, А. Л. Казин, Р. В. Светлов («Русский национализм: основные вехи исторического осмысления») обсуждают проблему происхождения русского национализма, его специфики, исторического содержания и эволюция от зарождения до сегодняшнего дня. В материалах П. И. Талерова и С. Ф. Ударцева («Анархизм: развенчание мифов и стереотипов», «Эволюция теории анархизма в России в XIX–XX вв.») разбирается природа анархических воззрений и этапы становления анархических идей в России. Гончаров И. А. («Социализм в исторической ретроспективе») показывает эволюцию социалистической идеологии в контексте истории России.
Второй раздел книги посвящен исторической динамике ряда из рассмотренных выше идеологий. Прежде всего предметом анализа становятся исторические основания либеральных идей на примере Великой хартии вольностей (1215). Разбирается западноевропейский контекст ее появления (Аникиев М. В. Великая хартия волностей: исторический контекст), проводятся параллели с исторической ситуацией и общественными процессами, которые имели место в начале XIII столетия на Руси (Мещенина А. А., Соколов Р. А. Несложившаяся Хартия: русские земли в начале XIII в.: князья–“самовластцы” и вечевые “вольности”). Анализируется история изучения и толкования Великой хартии в отечественной науке на примере ее видного исследователя Д. М. Петрушевского (Светлов Р. В. Дмитрий Моисеевич Петрушевский и исследование природы средневекового либерализма). Рассматривается место Великой хартии в истории политических идеологий Нового времени (Борисов И. В. Magna Carta как доктринальный источник либеральных идеологий.), а также в истории политико-правовых и философско-политических воззрений (Гончаров И. А. Средневековые традиции в новоевропейских демократических институтах, Гуторов В. А. Традиция британской конституции в современном политико-философском дискурсе: некоторые теоретические проблемы).
Далее в разделе разбираются темы идеологий и внешнеполитических стратегий (Гончаров И. А. Принципы либерализма в системе современных международных отношений: естественное право или война?), идеологий и проектов «реформ» капитализма (Гончаров И. А. Рабочий капитализм от Штирнера к Прудону и Марксу), феномен политизации и идеологизации современных религий (Светлов Р. В. Религизация политики).
В Послесловии («Сумерки идеологий?») Р. В. Светлов возвращается к вопросу о связи феномена идеологий с эпохой модерна, а также предлагает модель анализа их логической и ценностной структуры.

Богатырев Д. К.,
Григорьев Г. И.
,
Светлов Р. В.


 

Научное издание

ИДЕОЛОГИИ
И ГЕНЕЗИС ЦЕННОСТЕЙ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Коллективная монография

Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Корректор А. А. Борисенкова
Верстка В. А Смолянинов
Дизайн О. Д. Курта

Подписано в печать 23.11.2016. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 22. Тираж 300 экз.
Зак. № 1606

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15,
Издательство Русской христианской гуманитарной академии.
Тел.: (812) 310-79-29; факс: (812) 571-30-75;
email: editor@rhgа.ru. URL: http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Контраст»
192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 38

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.