«

»

Маслин М. А. Разноликость и единство русской философии

Маслин М. А. Разноликость и единство русской философииМаслин М. А.
Разноликость и единство русской философии. — СПб.: Издательство РХГА, 2017. — 526 с.
ISBN 978-5-88812-838-1
Монография посвящена рассмотрению русской философской мысли с позиций концепции «Разноликости и единства». Это означает, что автор учитывает все интегральные формы русской мысли, как рациональные, так и иррациональные. Они анализируются в книге как связанные единой цивилизационной общностью и исторической судьбой. Книга содержит также историографические очерки различных зарубежных концепций русской философии.

УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
М31

Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Философский факультет
Кафедра истории русской философии

Рецензенты:
доктор философских наук, профессор М. Н. Громов;
доктор философских наук, профессор В. В. Сербиненко

Maslin М. А.
Diversity and Unity of Russian Philosophy
The Monograph is Devoted to Russian Philosophical Thought Examined Through the Conception of «Diversity in Unity». It Means that the Author is Taking in Account All Integral Varieties of Russian Thought both Rational and Irrational. The Book is seeing them as Connected with Common Historical Destiny and Civilizational Integrity. Besides the Book includes Historiograhyic Essays on Various Foreign Conceptions of Russian Philosophy.

© Маслин М. А., 2017
© Издательство РХГА, 2017


 

Посвящается моим
сербским друзьям

 


 


 

Содержание

От автора….9
РАЗДЕЛ I. Русская философия: разноликость и единство
История русской философии
как университетская дисциплина. Очерк развития….15
Интервью с заведующим кафедрой истории
русской философии М. А. Маслиным
в связи с 70-летием кафедры….31
Велико незнанье России… ….47
Концепция проекта энциклопедии «Русская философия»….73
Русский Путь. Диалог традиций и мировоззрений
в истории русской культуры….121
РАЗДЕЛ II. Русские мыслители XVIII–XIX веков
Правда и вера в наследии М. В. Ломоносова….129
Иван Киреевский и русская философия….141
Философия А. И. Герцена сегодня….151
Н. П. Огарев: от поклонения к забвению….169
«Мыслящий реализм» Д. И. Писарева….181
Миросозерцание Ф. М. Достоевского….195
Константин Леонтьев — дипломат и философ….215
РАЗДЕЛ III. «Русская философия XX–XXI веков»
Классики русской идеи:
Владимир Соловьев и Николай Бердяев….229
«Вехи» против «нищеты Духа»….243
Культура как «постановка и решение
вопросов духа и жизни»….259
Актуальность политической философии И. А. Ильина….267
Московское Психологическое Общество.
Очерк истории….279
Г. П. Федотов о трагедии интеллигенции….303
В. В. Розанов о России и русских….311
«Эпистолярность» русской философии
и творчество В. В. Розанова….329
Г. В. Флоровский и философское россиеведение….343
Евразийство как пореволюционное идейное течение….371
М. М. Бахтин о серьезности….393
Классическое евразийство
и его современные трансформации….401
Слово Святейшего Патриарха Кирилла:
философские аспекты….415
РАЗДЕЛ IV. Русская философия за рубежом
Философское россиеведение за рубежом….427
Анджей Валицкий как историк русской философии….441
Русская философия в католической
философско-богословской мысли ХХ века….469
Философы и фрейдисты….489
Размышления о судьбе русской философии на Западе….499
Китайская мечта: метафизический взгляд из России….511
Об авторе….525

 

Contents

Autors Note….9
Chapter I. Russian Philosophy: Diversity and Unity
History of Russian Philosophy as University Discipline….15
An Interview with Professor М. А. Maslin….31
Great Ignorance about Russia….47
General Conception of the Book
«Russian Philosophy. Encyclopedia»….73
Russian Road. Dialogue of Traditions and World Views
in the History of Russian Culture….121
Chapter II. Russian Thinkers of XVIII–XIX Centuries
Truth and Faith in the Heritage of M. V. Lomonosov….129
Ivan Kireevsky and Russian Philosophy….141
Philosophy of A. I. Herzen Nowadays….151
N. P. Ogarev: From Admiration to Neglection….169
«Thinking Realism» of D. I. Pisarev….181
World View of F. M. Dostoevsky….195
Konstantin Leontiev: Diplomat and Philosopher….215
Chapter III. Russian Philosophy of XX–XXI Centuries
Classics of Russian Idea:
Vladimir Soloviev and Nicholas Berdyaev….229
«Vekhi» against «Poverty of Spirit»….243
Culture as a «Putting and Solving the Questions
of Spirit and Life»….259
Actuality of I. A. Ilin’s Political Philosophy….267
Moscow Phychological Society. An Essay of it’s History….279
G. P. Fedotov on the Tragedy of Russian Intelligentsia….303
V. V. Rosanov on Russia and Russian People….311
Epistolary Style of Russian Philosophy
and the Writings of V. V. Rosanov….329
G. V. Florovsky and Russian Studies in Philosophy….343
Eurasianism as Postrevolutionary Intellectual Trend….371
M. M. Bakhtin on Seriousity….393
Classical Eurasianism Through Modern Transformations….401
The Word of Holy Patriarch Cyrill: Philosophical Aspects….415
Chapter IV. Russian Philosophy in Abroad
Russian Studies in Philosophy in Abroad….427
Andrzey Walicki as Historian of Russian Philosophy….441
Russian Philosophy in Catholic
Philosophical-Theological Thought of XX Century….469
Philosophers and Freudists….489
Thoughts on Destiny of Russian Philosophy in the West….499
Chinese Dream: Metaphysical View from Russia….511
About the Author….525


 

От автора

 Разноликость и единство — ключевые слова, вынесенные в заглавие настоящей книги в качестве предельно общих определений своеобразия предметной области русской философии. Они отражают сложившуюся в течение многих лет научную концепцию, которая выразилась в прочитанных автором курсах лекций в Московском университете, Российском университете дружбы народов, МФТИ, МАИ, а также за рубежом — в США, ФРГ, КНР, в выступлениях в научной печати и на различных теоретических конференциях в России и за рубежом.
Порядок расположения этих слов не случаен. На первое место поставлено славянское (сербское) слово «разноликость», которое является эквивалентом распространенного русского слова «многообразие», особенно часто используемого в бинарных связках «единство в многообразии», или «многообразие в единстве». Однако, сербское слово «разноликость», употребляемое по-русски реже, представляется более образным и содержательным по отношению к той культурно-исторической духовной реальности, которую олицетворяет и «озвучивает» русская философия. Своеобразным и, возможно, неповторимым качеством русской философской мысли является именно ее разноликость, то есть чрезвычайное разнообразие смысловых преломлений при сохранении общего лика, в его целостности и единстве. Понятие единства здесь стоит на втором плане, ибо разные лики единого целого русской философской мысли являлись продуктами разных исторических и философских эпох. Отсюда понятно, что не существует равной самой себе русской философской мысли, основные теоретические качества которой сводились бы к неизменному воспроизведению, например, антропоцентризма, историософичности, социальной приверженности или иных штучных особенностей, которые часто фигурируют в научной литературе в качестве штампов, усредняющих и нивелирующих разноликость русской философии. Предмет, жанровые особенности и проблемы русской философии претерпевали изменения в разные эпохи ее существования, и разноликость является ее фундаментальной характеристикой, подтверждаемой источниками.
Специальный анализ центральной для данной монографии концепции соотношения разноликости и единства русской философии представлен в первом методологическом разделе монографии, название которого совпадает с ее общим названием. Данная концепция конкретным образом раскрывается в книге в качестве очерка истории русской философии как научной дисциплины и как презентация большого научного проекта энциклопедии «Русская философия», коллектив которого насчитывает несколько десятков отечественных и зарубежных исполнителей и которым руководит автор книги, начиная с 90‑х годов прошлого столетия вплоть до настоящего времени. Назову имена лишь основных исполнителей проекта, которым я особенно благодарен: А. И. Абрамов, В. Ф. Пустарнаков, П. П. Гайденко, А. А. Ермичев, М. Н. Громов, В. В. Мильков, А. А. Ермичев, Л. Е. Шапошников, Б. В. Емельянов, С. М. Половинкин, В. П. Кошарный, В. В. Сербиненко, О. В. Марченко, В. А. Бажанов, П. В. Калитин, А. Н. Ерыгин, А. С. Мигунов, А. П. Козырев, В. В. Ванчугов, Б. В. Межуев, А. А. Попов, А. П. Поляков, П. П. Апрышко.
Автор стремился открыть разные лики философского «лица России» на примерах интеллектуальных портретов русских мыслителей разных эпох и направлений, с XVIII века до наших дней: от М. В. Ломоносова до И. В. Киреевского, А. И. Герцена, К. Н. Леонтьева, Н. П. Огарева, Д. И. Писарева, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, И. А. Ильина, Г. В. Флоровского, М. М. Бахтина, А. С. Панарина. Следующие разделы — второй «Русские мыслители XVIII–XIX веков» и третий — «Русская философия XX века» выстроены по хронологическому принципу. Это предполагает рассмотрение идей русских философов различных направлений, религиозных и нерелигиозных, не как разнородной совокупности идей, но как преемственного процесса полифонического диалога идей внутри целого отечественной философской мысли. Такой подход несовместим с господствовавшим в советское время монологическим «классовым подходом» и принципом партийности, который навязывал рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму борьбы «всех против всех»: консерваторы, революционеры, либералы рассматривались как враждующие и непримиримые идеологические группировки, не связанные никакой идейной общностью.
Заключительный четвертый раздел книги имеет название «Русская философия за рубежом». Это раздел преимущественно историографический, его целью является ознакомление читателя с зарубежной литературой о русской философии, сведения о которой до сих пор распространяются в России отрывочно и несистематично. Между тем знание этой литературы обязательно для научной истории русской философии. Труды Анджея Валицкого, Вильгельма Гёрдта, Фредерика Коплстона, Людольфа Мюллера, Томаша Шпидлика, Джорджа Клайна, Джеймса Скэнлана, Мариз Денн и других зарубежных знатоков России так же важны для изучения, как и работы русских классиков — Герцена, Бердяева, Булгакова, Зеньковского, Лосского, Флоровского, Франка, Вышеславцева. Однако до сих пор, в том числе среди профессиональных философов, особенно узкозападного кругозора, существует предвзятое и неквалифицированное мнение о том, что русская философия мало кому интересна за рубежом и что она существует главным образом лишь для «внутреннего употребления». Между тем зарубежная историография русской философии имеет уже более чем столетнюю историю: первое исследование на эту тему было опубликовано на немецком языке еще в 1913 году, оно принадлежало перу австрийского философа и общественного деятеля Томаша Масарика, чеха по этническому происхождению, впоследствии первого президента Чехословакии.
Этот интерес впоследствии распространился по всей Европе, после Второй мировой войны и в США, чему способствовала патриотическая деятельность мыслителей русского послеоктябрьского зарубежья по сохранению и преумножению традиций русского философствования. История изучения русской мысли за рубежом несводима только к историографии. Это проблемная область историко-философского знания, в которой в концентрированном виде отразилась рефлексия над трагической и величественной историей России последних двух столетий. Сегодня интерес к русской философии за рубежом сохраняется и расширяется, захватывая не только Запад, но и Восток, в том числе Китай. Сохранению этого интереса не смогло помешать даже разнуздание самой оголтелой русофобии и тоталитарного духовного подавления всего русского на Украине. На Украине изучение русской философии продолжается вопреки политике русофобского режима.
Автор книги глубоко убежден в том, что тяга к духовной культуре России, в том числе к философии, будет развиваться и далее, выполняя роль мягкой силы против внешней и внутренней русофобии. Наглядное подтверждение этой тяги автор многократно видел за рубежом. Вот почему на историков русской мысли внутри самой России лежит особая ответственность за правдивое и непредвзятое освещение отечественной интеллектуальной истории. Особенно глубокое понимание русской философии, проникнутое любовью и сердечным восприятием России, автор нашел в Сербии, где осуществлены переводы на сербский язык практически всех классических произведений русской философской мысли.
Сербским единомышленникам и друзьям я посвящаю эту книгу.

Аникино, 2016

 


 

Научное издание

Маслин Михаил Александрович

Разноликость и единство
русской философии

Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Корректор А. А. Борисенкова
Верстка А. И. Соловьева
Художник О. Д. Курта

Подписано в печать 17.04.17.
Формат 60×90 1/16. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 32,8. Заказ № 1726

Издательство РХГА
191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 320-79-29, +7(981)699-65-95,
Факс: (812) 571-30-75
E-mail: rhgapublisher@gmail.com
http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Контраст»
192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 38

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>