Вещь. Поэтический сборник

Вещь. Поэтический сборник. Издательство РХГАВещь. Поэтический сборник. — СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2018. — 156 с.
ISBN 978-5-88812-912-8

ББК 83.3(Рос-Рус)6
В40

© Коллектив авторов, 2018
© Журавская Н., рисунки, 2018
© Издательство РХГА, 2018


 

СОДЕРЖАНИЕ

Слово о «Вещи» (пролог к поэтическому сборнику РХГА) . . . . 3
Елизавета Аникина
В просторах памяти
Качели. . . . .9
Памяти Н. и всех ушедших близких . . . . 11
Поклонение волхвов (они же — маги) . . . . 12
Алиса Бельченко
Снюсь себе
АрРем . . . . 14
Первый взгляд . . . . 16
М. . . . . 17
ЕС . . . . 18
Герман Журавский
Время растраты
Всё лечится само собой . . . . 20
«Снуют обычным строем люди…» . . . . 22
«Заштопанной так аккурат по шву…» . . . . 23
«Бистро „Симсим“ напротив…» . . . . 24
«Смотри! Небо голубое…» . . . . 25
«Тут постоянно что-то происходит…» . . . . 26
«Для Симы, или Заклятие Действует» . . . . 27
«Ты ждёшь, пока Я сушу волосы..» . . . . 27
«Для тебя — да, а так — нет..». . . . . 29
«Молчишь? И ладно!..» . . . . 29
«Прочь, непрочно посвященные!..» . . . . 30
Всеволод Королёв
Архипелаг
I . . . . 32
II . . . . 33
III . . . . 34
IV . . . . 34
V. . . . . 35
VI . . . . 35
Дмитрий Добринских
Обрывки
1. . . . . 39
2. . . . . 40
3. . . . . 42
Евгений Маслов
Ломаная линия и неутолимый зуд
Сырость и горечь . . . . 44
Серый день I: Кожа неба. . . . . 45
Падение . . . . 47
О не до . . . . 48
«Жизнь это музыка…» . . . . 49
«Раньше духовники да души…» . . . . 49
Отвращение . . . . 50
В дороге
Фонарь . . . . 51
«Рука крюка взяла немного…» . . . . 51
Встречный. . . . . 52
«Старческие пальцы, открывавшие „Аргументы и Факты“«.. . . . . 52
Суздальский проспект . . . . 53
В дороге опять. . . . . 53
Посмотри поближе. . . . . 54
Марина Михайлова
Начало . . . . 56
Перед Рождеством . . . . 57
Рождество. . . . . 57
Новая Энеида. . . . . 59
Кира Можайская
Первая глина
I. Под землёй
Hortus mortis. . . . . 62
Волк оливы . . . . 63
Genius loci . . . . 64
II. В доме-корабле
Saint-Daymareburg . . . . 65
Паутина за шкафом . . . . 68
Кухня . . . . 68
III. В воздухе
Божья бумага.. . . . . 69
Жёлтый . . . . 71
In caelis . . . . 71
IV. На солнце
Daemon meridianus.. . . . . 73
Ars moriendi . . . . 75
Ludus . . . . 76
Петр Нешитов
Светотени
«Самодельная калория…» . . . . 79
«Зимняя птица распелась — а толку?..» . . . . 81
«За дружеской беседой о болезнях…» . . . . 81
«Ты сердишься! Но как люблю я твой румянец…» . . . . 83
«Бывал и я иконописен…» . . . . 84
«Плотно забрано окно…» . . . . 85
«Невольник дум больнично-приземленных…» . . . . 86
«В зеленой мгле Румянцевского сада…» . . . . 86
«Будь я Господь, создал бы я…» . . . . 87
Никита Рогозин
Росы. . . . . 89
Идти . . . . 91
Первый снег . . . . 93
Вальс . . . . 94
Лилия и птица. . . . . 97
Караван. . . . . 98
Теперь. . . . . 99
I . . . . 99
II . . . .100
III . . . .100
Александр Синицын
Воспоминания и грезы
Два стихотворения из цикла «Призраки Парка Победы» . . . .102
1. Прогулка в парке. Июнь 2012 (летний этюд) . . . .102
2. Утро в парке. 1 ноября 2010 (осенний этюд) . . . .103
30 июня 2001 . . . .105
Воспоминанья (эскиз) . . . .107
Первая песня моряков (фрагмент поэмы «Путь в Афины») . . . .108
Asa Nisi Masa. На смерть Федерико Феллини . . . .109
Сны о Бородаевке . . . .111
Воспоминания о Монемвасии . . . .112
Наталья Хлопаева
Оттенки
«Ты снился мне…» . . . .115
«Зонты причмокивают…» . . . .117
«Ползаю по комнате…» . . . .117
«Великие державы состязались в могуществе на кухне…» . . . .118
«Я притих…» . . . .119
«Победили страхи белого листа…» . . . .119
Я опасен . . . .120
«Темно и холодно…» . . . .121
«Женщина лет пятидесяти…» . . . .122
Евгения Черновская
The Party of Healers
«Моя радость, сегодня во мне стали расти деревья…» . . . .124
«Мы слушаем твои рассказы, Марсела…» . . . .126
«Закрой глаза — я любил тебя тридцать раз…» . . . .127
«Мы всегда спешим назад по тропке…» . . . .127
«Вросший в остров особняк, двадцатое число…» . . . .128
«Я утомлен, но надолго ли это?..» . . . .128
Вибрация в плечевом поясе
«То красный понедельник…» . . . .129
«Столько мячей, и ни один не попал в ворота…» . . . .130
«Королевская конница скачет…» . . . .131
«Сарабанда — это испанское…» . . . .131
«Гребни ребер…» . . . .132
«Если гитара врачует…» . . . .132
«Они знают, какие парни будут убиты в сирени…» . . . .133
«Что означает: «несмотря ни на что»?..» . . . .133
«Я цапля из сказки, мне перерезали горло…» . . . .134
Оксана Штайн
День прогулки по Фонтанке
12 апреля . . . .137
Аллея Керн . . . .138
Пределы. . . . .139
Сергей Юлайдиш
Весть
Прошлое . . . .141
Будущее . . . .142
«Все, что сумею выразить в словах…» . . . .143
«Дамокловым мечом размахивает время…» . . . .143
«Вся наша жизнь — сплошное ожиданье…» . . . .144
«Близкое стало далеким…» . . . .144
«Исполнишь сольный танец у порога…» . . . .145
Борхес . . . .145
«Человек — это весть. Танцем снежным…» . . . .146
«Слоится сумрак наважденья…» . . . .147
Сведения об авторах . . . .149


 

СЛОВО О»ВЕЩИ»
(пролог к поэтическому сборнику РХГА)

…Высшая власть слова, которая впервые
только и дает вещи быть в качестве вещи.
Слово есть у-словие вещи как вещи.
М. Хайдеггер. «Слово»

Дорогие друзья!

Настоящая книга — собрание стихотворений полутора десятка сочинителей, связанных с Русской христианской гуманитарной академией в Санкт-Петербурге, на Фонтанке–15. Большая часть авторов — это нынешние студенты или недавние выпускники РХГА, а треть авторов сборника являются действующими преподавателями Академии или сотрудничали с ней в прежние годы.
Издание такого рода является первым опытом для нашего еще молодого ВУЗа, который в следующем году отметит свою тридцатую годовщину. Идея поэтического сборника вынашивалась автором этих строк более двух лет. Но на сей раз посыл исходил от нынешних студентов РХГА, в первую очередь — Германа Журавского, Евгения Маслова и Киры Можайской. Мы договорились расширить наш «академический Парнас», собрав по 4 десятку стихов каждого из стихотворцев, кто пожелает принять участие в проекте. Тексты были получены уже в первую неделю, и рабочая группа занялась вычиткой, отбором всех полученных стихов, оформлением и превращением разрозненных текстов в книгу — в единую вещь.
Кстати, о названии. Как говорит герой известной кинокартины Андрея Тарковского, книжник Кирилл, ссылаясь на одного из христианских мыслителей: «В суть всякой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ее». В процессе обсуждения Герман Журавский нарек задуманную книгу: «Вещь». Это имя было принято единогласно, поскольку показалось простым и содержательным. В таком названии есть свой резон, если учитывать формулу А. Ф. Лосева: «имя вещи и есть сама вещь».
От рубрикаций в книге мы отказались, и поэтому про самое само «Вещи» как целого можно говорить разве что условно. Сборник сложился из индивидуальных «вещичек»-циклов: «Прогулки по Фонтанке» (Оксана Штайн) и «Время растраты» (Герман Журавский), «Первая глина» (Кира Можайская) и «Архипелаг» (Всеволод Королёв), «Оттенки» (Наталья Хлопаева) и «Светотени» (Петр Нешитов), «Воспоминания и грезы» (Александр Синицын), «Ломаные линии и неутолимый зуд» (Евгений Маслов), «Вести» (Сергей Юлайдиш), «Начала» (Марина Михайлова), «Отрывки» (Дмитрий Добринских), а также впечатления, переживания, вымыслы и смыслы Евгении Черновской, Елизаветы Аникиной, Алисы Бельченко и Никиты Рогозина.
Конечно, эти carmina varia объединяет, прежде всего, общность места учебы/работы представленных здесь стихотворцев — сотрудников и студентов Русской христианской гуманитарной академии. Сочинения всех авторов личные и различные. И интересные. Авторы принадлежат к разным поколениям, их мировоззрения, темы, творческие стили суть отличны друг от друга. Но все же есть нечто общее и в самих стихах — они кажутся в чем-то близкими по духу.
Шестьдесят лет назад в докладе «Поэзия и мысль», рассуждая на тему Штефана Георге, немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер дал следующее определение поэтическому слову: «Слово 5 допускает вещи присутствовать как вещи… Власть слова вспыхивает как у-словленье веществования вещи. Слово начинает светиться как то собирание, которое впервые вводит присутствующее в его присутствование». Понятно, что самые главные вещи на свете — это вовсе не вещи в их материальной явленности. Поэзия есть форма воплощения и способ состояться, не просто изъяснить(ся), но именно сбыться, выразив мысль/чувство в слове-форме, строке-ритме, стихе-вещи. Поэтическая вещность — один из способов если не ухватить, то отразить настоящее.
Уместно вспомнить о genius loci, поскольку сама Фонтанка — одна из важнейших артерий северной столицы — место поэтическое и знаковое для русской культуры XIX–XX вв. И мы рассматриваем собранные в данном издании тексты, с одной стороны, как опыт каждого из сочинителей дать отчет о самом себе, а с другой, как возможность прозвучать вместе единым многоголосьем академической поэзии Фонтанки нового, двадцать первого, столетия.
Возможно, что идея такого рода книги, составленной группой авторов, принадлежащих к одному цеху, одному вузу, покажется интересной читателям (как это видится нам, его создателям). Кто знает, быть может, через несколько лет, новому поколению сотрудников и студентов академической Фонтанки, удастся возобновить опыт поэтического сборника. Наверняка, появятся новые авторы, а, значит, будут и новые «Вещи». Во всяком случае, мы можем сказать, что начало традиции положено. Всё только начинается…

* * *

От имени рабочей группы хочу поблагодарить руководителей Академии Д. К. Богатырева и Д. В. Шмонина. Коллеги сразу же поддержали идею поэтического сборника и на разных этапах работы над книгой, помогали словом и делом (софинансированием) воплотить наш замысел.
Мы признательны директору издательства РХГА Р. В. Светлову и его заместителю А. А. Галату, которые в буквальном смысле овеществили этот проект.
Особая благодарность петербургской художнице Надежде Журавской. Вдохновленная идеей, Надежда подготовила иллюстрации для книги, ее эскизы не просто украсили мусический сборник урбанистическими картинками, но, как кажется, существенно дополнили его, усилив издание в эстетическом аспекте, передав «Вещи» надлежащее визуальное выражение.

Александр Александрович Синицын,
доцент Русской христианской гуманитарной академии,
С.-Петербург, май 2018 г.


 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Аникина Елизавета — студентка РХГА
Бельченко Алиса — студентка РХГА
Журавский Герман — студент РХГА
Королёв Всеволод — бакалавр, выпускник РХГА
Добринских Дмитрий — студент РХГА
Маслов Евгений — студент РХГА
Михайлова Марина — преподаватель РХГА
Можайская Кира— студент РХГА
Нешитов Петр — экс-сотрудник РХГА
Рогозин Никита — студент РХГА
Синицын Александр — преподаватель РХГА
Хлопаева Наталья — сотрудник РХГА
Черновская Евгения — студентка РХГА
Штайн Оксана — экс-преподаватель РХГА
Юлайдиш Сергей — преподаватель РХГА
Рабочая группа: Г. Журавский, К. Можайская, Е. Маслов
Художница — Надежда Журавская


 

Литературно-художественное издание

ВЕЩЬ
Поэтический сборник

Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Верстка и дизайн Е. В. Владимировой

Подписано в печать 08.06.2018. Формат 60×84 1/16
Бум. офсетная. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 9,5. Зак. № 608

191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
Тел.: (812) 310-79-29; +7 (981) 699-6595
E-mail: rhgapublisher@gmail.com. URL: http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Поликона»
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 199

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.