Акопян Л. О. Феномен Дмитрия Шостаковича

Акопян Л. Феномен Дмитрия Шостаковича. Издательство РХГААкопян Л. О.
Феномен Дмитрия Шостаковича. — СПб.: Издательство РХГА, 2018. — 756 c.
ISBN 978-5-88812-851-0
Творчество Шостаковича исследуется как целостный феномен, многими нитями связанный с самыми разнообразными явлениями культуры и искусства прошлого и настоящего и свидетельствующий об удивительной способности человеческого духа извлекать пользу даже из самых неблагоприятных обстоятельств. Все ключевые опусы Шостаковича, от экстравагантной ранней оперы «Нос» до серии пессимистических поздних «автоэпитафий», подробно анализируются с учетом широкого культурно-исторического контекста. В рамках «феномена Шостаковича» прослеживаются разные эволюционные линии, выявляются сквозные композиционные идеи, стилистические константы, лейтмотивы. Суть «феномена Шостаковича» в самых общих чертах определяется как органическая неспособность воздерживаться от неоднозначности, внутренней противоречивости, осложнений, чреватых эмоциональным и психологическим дискомфортом; в качестве центральной метафизической темы его творчества выдвигается тема упадка мироздания и нарушения «правильного» порядка вещей. Шесть первых глав посвящены систематическому рассмотрению наследия Шостаковича, тогда как седьмая глава трактует о таком существенном аспекте «феномена Шостаковича», как воздействие его творчества и личности на учеников и последователей. Текст проиллюстрирован многочисленными нотными примерами.
Книга адресована музыковедам, музыкантам других специальностей и всем, кто интересуется историей русской музыки и советской цивилизации.

УДК 78
ББК 85.313(2)
А 40

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-04-00367-ОГН «Творчество Д. Д. Шостаковича как феномен отечественной и мировой культуры»

На обложке:
Мартирос Сарьян. Портрет Дмитрия Шостаковича. 1963.
Холст, масло. 58×46. Собрание семьи Сарьян, Ереван.

© Акопян Л. О., 2018
© Семья Сарьян, портрет, 2018
© Русская христианская гуманитарная академия, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . 3
Глава 1
На переднем крае модернизма: двадцатые годы . . . . 19
От первых опытов к Первой симфонии и пьесам для октета . . . . 25
Первая соната и «Афоризмы» . . . . 46
«Праздничные» симфонии . . . . 62
«Нос» . . . . 85
«Японские» романсы . . . . 125
Глава 2
До и после тридцать шестого . . . . 127
Балеты . . . . 130
«Леди Макбет Мценского уезда» . . . . 135
После «Леди Макбет» . . . . 186
«Сумбур вместо музыки» . . . . 193
Четвертая симфония . . . . 205
Интерлюдия. Шостакович и Прокофьев . . . . 221
Пятая симфония . . . . 235
После Пятой симфонии . . . . 268
Глава 3
Годы войны . . . . 285
«Ленинградская симфония» . . . . 286
«Игроки» . . . . 317
«Британские» романсы и Вторая фортепианная соната . . . . 331
Восьмая симфония . . . . 342
Камерные ансамбли 1944 года . . . . 362
Глава 4
До и после сорок восьмого . . . . 377
Между концом войны и сорок восьмым:
Девятая симфония, Третий квартет . . . . 377
Ждановщина . . . . 392
Скрипичный концерт . . . . 414
«Из еврейской народной поэзии» . . . . 426
Вынужденные компромиссы . . . . 434
Свободное творчество . . . . 442
Глава 5
«Оттепель» . . . . 471
Десятая симфония . . . . 472
«1905 год» и его спутники . . . . 491
Виолончельный концерт, два квартета, «Сатиры» . . . . 514
«1917 год» . . . . 532
Тринадцатая симфония . . . . 542
Глава 6
Закат . . . .  567
После Тринадцатой симфонии . . . . 567
Симфония-«реквием» . . . . 590
Кода . . . . 615
Глава 7
Школа Шостаковича . . . . 651
Свиридов . . . . 652
Уствольская . . . . 660
Вайнберг . . . . 669
Караев и Сарьян . . . . 674
Галынин . . . . 678
Борис Чайковский . . . . 679
Бунин . . . . 683
Тищенко . . . . 684
Послесловие . . . . 688
СПИСОК СОЧИНЕНИЙ ШОСТАКОВИЧА  . . . . 693
БИБЛИОГРАФИЯ . . . . 699
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ . . . . 729
SUMMARY . . . . 753

 


Научное издание

Левон Оганесович Акопян

Феномен Дмитрия Шостаковича

Директор издательства А. А. Галат
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Верстка Т. О. Прокофьевой
Дизайн обложки Д. О. Курты

Подписано в печать 22.10.2018. Формат 60.88 1/16
Бум. офсетная. Печать цифровая.
усл. печ. л. 47,25. Зак. № 1218

191011, Санкт-Петербург, наб.  р.  Фонтанки, 15,
Издательство Русской христианской гуманитарной академии.
тел.: (812) 310–79–29; +7 (981) 699–6595;
email: editor@rhgа.ru. URL: http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Поликона»
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 199

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.