Акопян Л. О. Феномен Дмитрия Шостаковича

Акопян Л. Феномен Дмитрия Шостаковича. Издательство РХГААкопян Л. О.
Феномен Дмитрия Шостаковича. — СПб.: Издательство РХГА, 2018. — 756 c.
ISBN 978-5-88812-851-0
Творчество Шостаковича исследуется как целостный феномен, многими нитями связанный с самыми разнообразными явлениями культуры и искусства прошлого и настоящего и свидетельствующий об удивительной способности человеческого духа извлекать пользу даже из самых неблагоприятных обстоятельств. Все ключевые опусы Шостаковича, от экстравагантной ранней оперы «Нос» до серии пессимистических поздних «автоэпитафий», подробно анализируются с учетом широкого культурно-исторического контекста. В рамках «феномена Шостаковича» прослеживаются разные эволюционные линии, выявляются сквозные композиционные идеи, стилистические константы, лейтмотивы. Суть «феномена Шостаковича» в самых общих чертах определяется как органическая неспособность воздерживаться от неоднозначности, внутренней противоречивости, осложнений, чреватых эмоциональным и психологическим дискомфортом; в качестве центральной метафизической темы его творчества выдвигается тема упадка мироздания и нарушения «правильного» порядка вещей. Шесть первых глав посвящены систематическому рассмотрению наследия Шостаковича, тогда как седьмая глава трактует о таком существенном аспекте «феномена Шостаковича», как воздействие его творчества и личности на учеников и последователей. Текст проиллюстрирован многочисленными нотными примерами.
Книга адресована музыковедам, музыкантам других специальностей и всем, кто интересуется историей русской музыки и советской цивилизации.

УДК 78
ББК 85.313(2)
А 40

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-04-00367-ОГН «Творчество Д. Д. Шостаковича как феномен отечественной и мировой культуры»

На обложке:
Мартирос Сарьян. Портрет Дмитрия Шостаковича. 1963.
Холст, масло. 58×46. Собрание семьи Сарьян, Ереван.

© Акопян Л. О., 2018
© Семья Сарьян, портрет, 2018
© Русская христианская гуманитарная академия, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . 3
Глава 1
На переднем крае модернизма: двадцатые годы . . . . 19
От первых опытов к Первой симфонии и пьесам для октета . . . . 25
Первая соната и «Афоризмы» . . . . 46
«Праздничные» симфонии . . . . 62
«Нос» . . . . 85
«Японские» романсы . . . . 125
Глава 2
До и после тридцать шестого . . . . 127
Балеты . . . . 130
«Леди Макбет Мценского уезда» . . . . 135
После «Леди Макбет» . . . . 186
«Сумбур вместо музыки» . . . . 193
Четвертая симфония . . . . 205
Интерлюдия. Шостакович и Прокофьев . . . . 221
Пятая симфония . . . . 235
После Пятой симфонии . . . . 268
Глава 3
Годы войны . . . . 285
«Ленинградская симфония» . . . . 286
«Игроки» . . . . 317
«Британские» романсы и Вторая фортепианная соната . . . . 331
Восьмая симфония . . . . 342
Камерные ансамбли 1944 года . . . . 362
Глава 4
До и после сорок восьмого . . . . 377
Между концом войны и сорок восьмым:
Девятая симфония, Третий квартет . . . . 377
Ждановщина . . . . 392
Скрипичный концерт . . . . 414
«Из еврейской народной поэзии» . . . . 426
Вынужденные компромиссы . . . . 434
Свободное творчество . . . . 442
Глава 5
«Оттепель» . . . . 471
Десятая симфония . . . . 472
«1905 год» и его спутники . . . . 491
Виолончельный концерт, два квартета, «Сатиры» . . . . 514
«1917 год» . . . . 532
Тринадцатая симфония . . . . 542
Глава 6
Закат . . . .  567
После Тринадцатой симфонии . . . . 567
Симфония-«реквием» . . . . 590
Кода . . . . 615
Глава 7
Школа Шостаковича . . . . 651
Свиридов . . . . 652
Уствольская . . . . 660
Вайнберг . . . . 669
Караев и Сарьян . . . . 674
Галынин . . . . 678
Борис Чайковский . . . . 679
Бунин . . . . 683
Тищенко . . . . 684
Послесловие . . . . 688
СПИСОК СОЧИНЕНИЙ ШОСТАКОВИЧА  . . . . 693
БИБЛИОГРАФИЯ . . . . 699
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ . . . . 729
SUMMARY . . . . 753

 


Научное издание

Левон Оганесович Акопян

Феномен Дмитрия Шостаковича

Директор издательства А. А. Галат
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Верстка Т. О. Прокофьевой
Дизайн обложки Д. О. Курты

Подписано в печать 22.10.2018. Формат 60.88 1/16
Бум. офсетная. Печать цифровая.
усл. печ. л. 47,25. Зак. № 1218

191011, Санкт-Петербург, наб.  р.  Фонтанки, 15,
Издательство Русской христианской гуманитарной академии.
тел.: (812) 310–79–29; +7 (981) 699–6595;
email: editor@rhgа.ru. URL: http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Поликона»
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 199

 

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.