Комментарии Фомы Аквинского к «Второй Аналитике» Аристотеля

Комментарии Фомы Аквинского к Второй Аналитике Аристотеля. Платоновское философское общество, Издательство РХГАКомментарии Фомы Аквинского к «Второй Аналитике» Аристотеля / Перевод, комментарии и предисловие О. А. Антоновой, Е. В. Журавлевой, отв. ред. Д. В. Шмонин. — СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2019. — 391 с.
ISBN 978-5-6042054-7-1
Настоящая книга представляет собой перевод и исследование комментариев Фомы Аквинского к «Второй Аналитике» Аристотеля. Данная работа сыграла исключительно важную роль в становлении средневековой логики. Книга будет интересна не только специалистам в истории логики, но и широкому кругу читателей, интересующихся историей средневековой мысли.

УДК 1
ББК 87.3
К63

Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований
по проекту № 19-111-00028

Выполнено по изданию:
S. Thomae Aquinatis, Doctoris Angelici. In Aristotelis Libros:
Peri Hermeneiaset Posterium Analyticorum Expositio / Cumtextuexrecensione
Leonina, curaetstudio P. Fr. Raymundi, M. Spiazzi. Genua: Marietti, 1955

На фронтисписе:
Святой Фома Аквинский. Центральный алтарь Сан Доменико в Асколи,
полиптих, левое внешнее навершие. Карло Кривелли (1476)

© О. А. Антонова, Е. В. Журавлева, перевод, комментарии, предисловие, 2019
© МОО «Платоновское философское общество», 2019


Содержание 

Предисловие ….. 9
Фома Аквинский. Комментарии ко Второй Аналитике Аристотеля …. 15
Книга I …… 17
Введение (nn. 1–6) ….. 17
Лекция I (nn. 7–12). О необходимости предварительного знания
для всякого обучения и учения …. 21
Лекция 2 (nn. 13–21). О видах и порядке существования
предварительного знания, необходимого для получения
достоверного знания…. 25
Лекция 3 (nn. 22–27). О предварительном знании заключения …. 32
Лекция 4 (nn. 28–43 bis). О природе доказательного силлогизма …. 35
Лекция 5 (nn. 44–52). О первых и неопосредованных посылках …. 44
Лекция 6 (nn. 53–59). О знании неопосредованных начал…. 49
Лекция 7 (nn. 60–67). О двух ошибках, первая из которых заключается
в том, что мы ничего не знаем; вторая ошибка заключается в том,
что мы можем достичь знания всякой вещи посредством
доказательства. Опровержение первой ошибки …. 52
Лекция 8 (nn. 68–75). Об опровержении ошибки,
демонстрирующем, что доказательство по кругу невозможно …. 55
Лекция 9 (nn. 76–81). О начале или о том,
что значит «сказываться обо всех» …. 61
Лекция 10 (nn. 82–89). О втором начале или о том,
что значит «сказывается само по себе» …. 64
Лекция 11 (nn. 90–97). О третьем начале или о том,
что «сказывается как общее». А также о том,
как общее используется в доказательстве …. 69
Лекция 12 (nn. 98–108). О том, каким образом может возникнуть
ошибка при рассмотрении «общего» …. 72
Лекция 13 (nn. 109–119). Доказательство происходит
из необходимых начал. …. 78
Лекция 14 (nn. 120–126). Доказательство имеет заключение само
по себе и происходит из посылок самих по себе …. 86
Лекция 15 (nn. 127–134). Доказательство не может переходить
от одного рода к другому …. 90
Лекция 16 (nn. 135–142). Доказательство относится к вечным вещам,
а не к тем, которые могут являться преходящими …. 95
Лекция 17 (nn. 143–148). Доказательство происходит не из общих,
а из собственных начал вещи …. 99
Лекция 18 (nn. 149–158). О различии между началами
и не началами, началами общими и [началами],
свойственными [доказываемому предмету] …. 103
Лекция 19 (nn. 159–166). О различии общих начал между собой …. 107
Лекция 20 (nn. 167–172). Каким образом в доказательном знании
используются общие начала …. 111
Лекция 21 (nn. 173–179). О вопросах, ответах и обсуждениях,
собственно присущих каждой науке …. 116
Лекция 22 (nn. 180–191). О том, что каждой науке
присущи собственные ошибки и заблуждения …. 119
Лекция 23 (nn. 192–200). О различии между доказательством
о том, почему данная вещь есть, и доказательством о том,
что данная вещь есть, относительно одной и той же науки.
А также о доказательстве, почему данная вещь есть,
происходящим от следствия к причине …. 127
Лекция 24 (nn. 201–206). О доказательстве о том,
что [вещь] есть посредством неопосредованных начал …. 132
Лекция 25 (nn. 207–212). Об отличии доказательства о том, почему
есть, от доказательства о том, что есть, в различных науках,
а именно в науках подчиненных
или не подчиненных друг другу …. 134
Лекция 26 (nn. 213–220). [О том, что] доказательный силлогизм
главным образом строится по первой фигуре.
Об отрицательном высказывании опосредованном
или неопосредованном …. 139
Лекция 27 (nn. 221–232). О силлогизме, посредством которого
возникает неведение или ошибка. [О том], каким образом
относительно первого и неопосредованного возникает неведение,
которое подразумевает, что существующее не существует …. 145
Лекция 28 (nn. 233–239). Об ошибочном силлогизме по первой
и второй фигурам, в котором выводят отрицательное ложное
высказывание, противоположное утвердительному
неопосредованному высказыванию …. 153
Лекция 29 (nn. 240–247). О ложном силлогизме
с опосредованными высказываниями …. 159
Лекция 30 (nn. 248–254). О неведении как простом отсутствии знания .. 165
Лекция 31 (nn. 255–267). Вопросы о том, содержит ли
доказательный силлогизм ограниченное количество
крайних и средних терминов, или их количество может быть
бесконечным ….. 168
Лекция 32 (nn. 268–277). Вопрос относительно возможности
бесконечного количества средних терминов; сведéние данного
вопроса к вопросу относительно крайних терминов. Также
вопрос относительно бесконечного количества терминов
в отрицательных доказательствах, и сведение его к вопросу
относительно утвердительных доказательств …. 176
Лекция 33 (nn. 278–286). Логика показывает, что доказательства,
которые касаются сути вещи, не могут уходить в бесконечность.
Предварительное рассуждение, которое поможет разрешить
общим образом вопрос об уходе в бесконечность доказательства
с утвердительными предикатами …. 183
Лекция 34 (nn. 287–297). Посредством логического доказательства
обосновывается общим образом идея, согласно которой
утвердительные предикаты не могут уходить в бесконечность
ни круговым образом, ни по направлению вверх или вниз …. 190
Лекция 35 (nn. 298–307). Показывается аналитическим образом,
что предикаты конечны как по направлению вверх,
так и по направлению вниз …. 199
Лекция 36 (nn. 308–322). Некоторые следствия из вышесказанного… 204
Лекция 37 (nn. 323–331). Лучше ли общее доказательство,
чем частное? Рассмотрение отрицательных доказательств …. 213
Лекция 38 (nn. 332–339). Общее доказательство лучше частного …. 220
Лекция 39 (nn. 340–348). Доказательство утверждения лучше,
чем доказательство отрицания …. 225
Лекция 40 (nn. 349–355). Доказательство отрицания и прямое
лучше доказательства посредством сведения к абсурду …. 230
Лекция 41 (nn. 356–371). О точности знания, а также о единстве
и различии наук ….. 234
Лекция 42 (nn. 372–381). Научное знание не существует
относительно случайных вещей, а также относительно вещей,
которые познаются посредством чувства …. 244
Лекция 43 (nn. 382–394). Начала не одни и те же
для всех силлогизмов …. 250
Лекция 44 (nn. 395–406). О сравнении знаний с другими
способами познания …. 259
КНИГА II …… 269
Лекция 1 (nn. 407–417). Четыре вопроса о знании,
и их связь со средним термином …. 269
Лекция 2 (nn. 418–430). Можно ли доказать определение,
которое обозначает то, что нечто есть …. 279
Лекция 3 (nn. 431–442). Можно ли доказать посредством обратимых
терминов суть вещи или то, что обозначает определение …. 285
Лекция 4 (nn. 443–450). Можно ли определение доказать
посредством деления …. 291
Лекция 5 (nn. 451–459). Можно ли доказать, чем является вещь,
предполагая, что [составляет] ее суть …. 296
Лекция 6 (nn. 460–469). Можно ли обосновать суть вещи
посредством доказательства или определения …. 301
Лекция 7 (nn. 470–478). О демонстрации того, чем является вещь
[по сути] посредством логического силлогизма и доказательства … 307
Лекция 8 (nn. 479–489). О том, что невозможно всегда познавать то,
чем является вещь [по сути], посредством доказательства. Каким
образом соотносится определение с доказательством? …. 314
Лекция 9 (nn. 490–503). О том, что причину вещи можно показать
посредством четырех видов причин …. 321
Лекция 10 (nn. 504–513). Каким образом в доказательстве могут
быть одновременными причина и следствие? Предварительное
рассмотрение вопроса о причине, которая не является
одновременной со следствием. …. 330
Лекция 11 (nn. 5145–20). Каким образом мы рассматриваем
причину, которая не является одновременной со следствием,
в доказательстве ….. 337
Лекция 12 (nn. 521–526). [О том], как мы доказываем посредством
причины, которая не одновременна со следствием, относительно
тех вещей, становление которых происходит по кругу; и [о том],
как мы доказываем посредством причины относительно тех
вещей, которые происходят всегда, и относительно тех вещей,
которые происходят в большинстве случаев …. 342
Лекция 13 (nn. 527–535). Какие элементы составляют определения,
которые обозначают сущность вещи …. 346
Лекция 14 (nn. 536–541). Исследование предикатов, которые
необходимы для определения посредством деления рода
[на первые неделимые по виду] …. 351
Лекция 15 (nn. 542–551). Опровержение двух ошибок. О тех, кто
ищут истину относительно вещи для построения ее определения,
[используя операцию] деления …. 355
Лекция 16 (nn. 552–559). О рассмотрении определения
посредством подобий и неподобий …. 361
Лекция 17 (nn. 560–565)
О способе изучения причины вещи относительно единичных
вопросов, а также о подобии вопросов о том, что является
причиной вещи как относительно единства среднего термина,
так и относительно порядка средних терминов …. 365
Лекция 18 (nn. 566–574). О соответствии причин и действий
при условии одновременности следования …. 369
Лекция 19 (nn. 575–581). Соответствует ли одной причине одно действие, и наоборот. О способе следования причины и следствия. … 374
Лекция 20 (nn. 582–596)
Как мы познаем первые начала доказательства …. 380
Библиография ….. 389


 

Научное издание

Фома Аквинский
Комментарии
к «Второй Аналитике» Аристотеля

Перевод, комментарии и предисловие
Антонова Ольга Аркадьевна,
Журавлева Евгения Вячеславовна

Ответственный редактор Д. В. Шмонин

Редактор Е. О. Стоянов
Корректор А. А. Борисенкова
Верстка В. А. Смолянинова
Художник О. Д. Курта

Подписано в печать 25.06.2019
Формат 60.90 1/16. Печать офсетная
Усл. печ. л. 24,5. Тираж 300 экз.
Заказ № 2767

Межрегиональное общественное объединение
«Платоновское философское общество»
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 310-7929, +7 (981) 699-6595;
E-mail: 9450922@gmail.com

Отпечатано в типографии «Контраст»
192029 Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 38

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.