Модификации социально-политического учения Библии в истории и религиозные основания политико-правовой мысли Российской империи

Модификации социально-политического учения Библии в истории и религиозные основания политико-правовой мысли Российской империи. Издательство РХГАМодификации социально-политического учения Библии в истории и религиозные основания политико-правовой мысли Российской империи / Отв. ред. И. И. Евлампиев. — СПб.: РХГА, 2019. — 408 с.
ISBN 978-5-88812-972-2

УДК 2:3
ББК 86.2:66.0:67
М74

Авторский коллектив:
Е. В. Алымова, И. И. Евлампиев, В. А. Куприянов, Д. С. Курдыбайло,
Т. В. Литвин, М. А. Приходько, Р. В. Светлов, С. В. Слободковский,
Р. А. Соколов, И. Р. Тантлевский, И. В. Хмара

Исследование выполнено за счет гранта
Российского научного фонда (проект № 17-18-01168,
Санкт-Петербургский государственный университет)

© Коллектив авторов, 2019
© Издательство РХГА, 2019


Оглавление

Предисловие . . . . . 5
Глава 1. Представление о линеарности исторического процесса
в Еврейской Библии (И. Р. Тантлевский) . . . . . 7
Глава 2. Раннехристианские интерпретации истории (Т. В. Литвин) . . . 23
2.1. История и творение: аллегория линейности? . . . . . 24
2.2. Град небесный и Град земной . . . . . 30
Глава 3. Новозаветная эсхатология в контексте формирования
раннехристианской политической мысли (М. А. Приходько) . . . 42
3.1. Рождение христианского политического миросозерцания . . . 42
3.2. Исторический модус царствования Христа по учению Оригена . . . 57
3.3. Модификация политической мысли Апокалипсиса Иоанна
в эсхатологии Вл. Соловьева . . . . . 72
3.4. Заключение . . . . . 79
Глава 4. Образ Константина Великого в историографии Евсевия
Кесарийского: начало христианской государственности
и ее библейские истоки (Д. С. Курдыбайло) . . . . . 88
4.1. Константин и Моисей . . . . . 92
4.2. «Епископ внешних дел» . . . . . 96
4.3. Константин среди апостолов . . . . . 97
4.4. Константин — образ Христа . . . . . 100
4.5. Исполнение пророчеств в правление Константина . . . . . 101
4.6. Константин и Мелхиседек . . . . . 107
4.7. Константин и Август . . . . . 121
Глава 5. Образ Александра Невского как один из источников идеи
сакральности самодержавной власти в России (Р. А. Соколов) . . . 127
5.1. Историческая память об Александре Невском в эпоху Петра I
и его преемников . . . . . 127
5.2. Александр Невский в творчестве М. В. Ломоносова . . . . . 139
Глава 6. Античные концепты меритократии, естественного закона
и политической педагогики и их преломление в отечественной
политической культуре и политико-правовой мысли (Р. В. Светлов) . . . 155
6.1. Политика, экономика и воспитание у Платона . . . . . 155
6.2. Формирование концепции естественного права
в античной мысли . . . . . 163
6.3. Меритократия в античной политической философии . . . . 180
6.4. Концепция естественного закона в свете идейных исканий
русских философов политики и права . . . . . 191
6.5. Б. Н. Чичерин о формировании античного понимания
свободы . . . . . 207
Глава 7. Мыслитель во власти в древнем мире и в Российской
империи (С. В. Слободковский) . . . . . 220
Глава 8. Церковь и власть: оценка византийских моделей в рамках
Санкт-Петербургской церковно-исторической школы
(И. В. Хмара) . . . . . 234
Глава 9. Рецепции и интерпретации классической греческой
политической теории в отечественной традиции.
Евгений Николаевич Трубецкой (Е. В. Алымова) . . . . . 254
9.1. Начала. Биографический абрис . . . . 254
9.2. Социальная утопия Платона . . . . 263
9.3. Перечитывая Платона (a propos) . . . . 273
9.4. Аристотель vs Платон . . . . 278
9.5. Итоги . . . . . 283
Глава 10. Идея революции в западной либеральной теории
и ее преломление в русской политической философии
либерализма (В. А. Куприянов) . . . . 286
10.1. Обоснование идеи революции в европейской политической
философии Нового времени: от Дж. Локка к И. Г. Фихте . . 289
10.2. Критика философских оснований теории революции
в русском консервативном либерализме . . . . . 307
10.3. Идея истинной революции в философии истории
русской культуры Г. Г. Шпета . . . . . 318
10.4. Заключение . . . . 332
Глава 11. Религиозные основания исторических и политико-правовых
концепций русской мысли (И. И. Евлампиев) . . . . . 340
11.1. Гностическое христианство и русская религиозная философия. 340
11.2. Русский консерватизм и связанное с ним представление
об истории . . . . . 350
11.3. Религиозные основания русского анархизма
и его универсальный характер . . . . . 364
11.4. Отношение к национальной культуре и государству
как критерий различия западного и русского либерализма . . . 380
Заключение . . . . . 393


Предисловие

В современных западных исследованиях политической и правовой мысли преобладает убеждение, что религиозные элементы политико-правовых концепций играли все меньшую роль в истории начиная с эпохи Просвещения, и устранение религиозной основы в такого рода концепциях — это естественный и позитивный процесс, придающий им современный («научный») характер. Эта точка зрения непосредственно происходит из представления о том, что единственно правильной формой политической организации общества является либерализм в его западной теоретической и практической реализации, не предполагающей принципиального значения религиозных представлений. В итоге основания либерализма ищутся в далеком прошлом, начиная с античного мира, чем нарушается принцип историзма исследования. Такая позиция искажает реальные процессы, протекавшие в истории, поскольку она прежде всего затемняет несомненные религиозные истоки известнейших и очень влиятельных форм политико-правовой мысли, созданных в XIX — первой половине ХХ века (среди них можно упомянуть концепции Канта, Фихте, Гегеля, Бергсона, Хайдеггера и др.) и, как следствие, не признает значение религиозно-философских представлений для современного развития политической философии.
Особенно контрпродуктивной эта тенденция является по отношению к истории русской политической мысли, в которой религиозный элемент является очевидным даже применительно к концепциям, имеющим явный либеральный характер. В этом смысле акцент на исследование религиозных истоков ключевых концепций русской общественной мысли поможет дать более правильную картину
Модификации социально-политического учения Библии исторического развития политических и правовых идей не только собственно в России, но и в Западной Европе. Русские философы и правоведы очень наглядно обозначали религиозные основания тех западных концепций, которые они использовали в своих построениях, их труды заставляют признать неизменную значимость указанных религиозных оснований на протяжении всей истории западной мысли, включая ее современный этап.
В XIX–XX веках возникло много новаторских политико-правовых концепций, который казались никак не связанными с многовековыми традициями европейской религиозно-философской мысли, от ее зарождения до наиболее влиятельных систем XVIII — первой половины XIX века. Господство либеральной идеологии во второй половине ХХ — начале XXI века привело к тому, что представление
о радикальном разрыве между «старой», религиозно ориентированной политической философией и политической философией конца XIX — XX века было доведено до устойчивого стереотипа и практически не подвергается сомнению в господствующей тенденции западной философии и политологии. На деле эта точка зрения совершенно неверна, она не позволяет сформировать правильное представление о реальном содержании и реальном значении различных политических концепций, созданных в течение последних двух веков, особенно в рамках истории русской философской и политической мысли.
Восстанавливая связь этих концепций с устоявшимися религиозными моделями общества и государства (не отрицая при этом их очевидного новаторского содержания), мы не только лучше понимаем связность интеллектуальной истории России и Европы, но и открываем дополнительные возможности для современных поисков новых форм политической организации общества. В условиях очевидного кризиса западной либеральной идеологии последнее имеет особенно большое значение. Достижения русской политической философии XIX — начала ХХ века не только позволяют увидеть плодотворные альтернативы западному либерализму, но и ведут к пониманию возможности построения политической системы общества на либеральных принципах, но в существенно иной версии, чем это характерно для Запада.


Научное издание

Модификации
социально-политического учения Библии
в истории и религиозные основания
политико-правовой мысли Российской империи

Коллективная монография

Ответственный редактор
Игорь Иванович Евлампиев

Директор издательства А. А. Галат
Корректор А. А. Борисенкова
Верстка О. В. Шакиров
Художник О. Д. Курта

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15,
Издательство Русской христианской гуманитарной академии.
Тел.: (812) 310-79-29, +7 (981) 699-65-95
E-mail: rhgapublisher@gmail.com
http://irhga.ru

Подписано в печать 21.11.2019. Формат издания 60 × 90 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Octava. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 25,5. Заказ № 819

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.