Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX–XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта

Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX–XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. Издательство РХГАЕвлампиев И. И.
История русской метафизики в XIX–XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство РХГА, 2020. — 920 с.
ISBN 978-5-88812-965-4
В книге проводится целостный анализ развития русской философии в наиболее плодотворный период ее развития (XIX — начало XX в.). При этом главное внимание обращено на самый принципиальный момент воззрений русских мыслителей — на их представления об Абсолюте и отношениях человека с Абсолютом. Подробно описаны особенности русской философии в сравнении с традициями западной философии; также показана тесная взаимосвязь русских философских концепций с идейным контекстом западной мысли. В отдельных главах книги рассмотрены философские системы самых ярких русских мыслителей: Ф. Достоевского, Вл. Соловьева, Л. Шестова, Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, С. Булгакова, П. Флоренского.
Первое издание книги вышло в 2000 г., при подготовке второго издания книга была существенно переработана и дополнена; она предназначена для всех интересующихся историей русской философии и русской культуры.

УДК 1
ББК 87.3
Е17

Рецензенты:
А. А. Ермичев — доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург);
А. В. Малинов — доктор философских наук, профессор Института философии Санкт-Петербургского государственного университета

© И. И. Евлампиев, 2020
© Издательство РХГА, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие . . . . 7
Глава первая
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ . . . . 11
§ 1. Две формы понимания Абсолюта в истории философии . . . 11
§ 2. Человек и Абсолют. Платоновская модель человека . . . . 17
§ 3. Две версии христианства . . . . 21
§ 4. Гностическое христианство в истории европейской философии . . . . 30
§ 5. О религиозности русской философии . . . . 47
Глава вторая
ПОИСКИ САМОБЫТНОСТИ . . . . 50
§ 1. Проблема начала русской философии . . . . 50
§ 2. «Диссонансность» русской культуры . . . . 51
§ 3. Символизм русской иконописи . . . . 58
§ 4. Петровская эпоха — подлинное начало . . . . 61
§ 5. Пушкин — пророк русской культуры . . . . 64
§ 6. Начало русской философии. П. Чаадаев . . . . 67
§ 7. Духовное наследие Чаадаева . . . . 81
§ 8. Мистический утопизм В. Одоевского. Идея «сверхчеловечества» . . . . 84
§ 9. Славянофильство. А. Хомяков и И. Киреевский . . . . 98
§ 10. Персонализм А. Герцена . . . . 107
§ 11. Историческая концепция А. Герцена . . . . 114
Глава третья
ЛИЧНОСТЬ КАК АБСОЛЮТ: МЕТАФИЗИКА Ф. ДОСТОЕВСКОГО . . . . 125
§ 1. Проблема интерпретации философского мировоззрения Достоевского . . . . 125
§ 2. Персонализм Достоевского. Концепция М. Бахтина . . . . 132
§ 3. Личность как Абсолют. Метафизический герой Достоевского . . . . 145
§ 4. Метафизические «эксперименты» Достоевского 154
§ 5. Личность и Бог 159
§ 6. Проблема бессмертия 185
§ 7. «Новый Христос» и идеал всеединства 215
§ 8. Диалектика любви и свободы. Теодицея Достоевского 222
§ 9. Христос как символ радости 234
Глава четвертая
АБСОЛЮТ КАК ВСЕЕДИНСТВО: ВЛ. СОЛОВЬЕВ 246
§ 1. Задачи «истинной философии»: Вл. Соловьев и гностико- мистическая традиция 246
§ 2. «Истинная философия» и христианство 255
§ 3. Всеединство как идеал и причины несовершенства мира 261
§ 4. Путь к идеальному обществу 268
§ 5. Всеединство как Абсолют 276
§ 6. Абсолют и личность. Мистический символизм Соловьева 296
§ 7. Оправдание добра и проблема бессмертия 311
§ 8. «Три разговора»: отречение от прежних идеалов 319
§ 9. Загадка «Краткой повести об антихристе» 334
§ 10. Новый подход к Абсолюту 349
Глава пятая
АБСОЛЮТ КАК ЦАРСТВО АБСУРДА: Л. ШЕСТОВ . . . . 357
§ 1. Критика «философии всеединства» 357
§ 2. Абстрактные принципы против жизни 367
§ 3. Царство Абсурда и Бог . . . . 385
Глава шестая
АБСОЛЮТ КАК СВОБОДА: Н. БЕРДЯЕВ 395
§ 1. Христианский гнозис 395
§ 2. Личность как конкретное начало. Персонализм Бердяева 401
§ 3. «Грехопадение» и творческое «преодоление» мира 413
§ 4. Бог, человек и Ничто 425
Глава седьмая
АБСОЛЮТ КАК АБСОЛЮТНОЕ БЫТИЕ: С. ФРАНК 435
§ 1. Личность и ее творчество: этика 435
§ 2. Личность и ее творчество: онтология 4455
§ 3. Концепция абсолютного реализма 456
§ 4. Абсолютное бытие как всеединство 470
§ 5. Взаимосвязь Абсолюта и мира: проблема времени 486
§ 6. Основания теории души: Франк и Бергсон 502
§ 7. Человеческое бытие как самораскрытие Абсолюта 510
§ 8. Феноменология душевной жизни 521
§ 9. Проблема метафизической сущности творчества и духовная жизнь 533
§ 10. Смысл жизни: внутреннее и внешнее «делание» 548
§ 11. Онтологический смысл общественного бытия 556
§ 12. Безусловное бытие и путь его постижения 566
§ 13. Внутреннее бытие как субъективность и как акт трансцендирования. Франк и Хайдеггер 576
§ 14. «Реальное» трансцендирование и конституирование личности 583
§ 15. «Первооснова» бытия: возвращение к «отвлеченным началам» 593
§ 16. Абстрактное и «феноменально обоснованное» понимание Бога 603
§ 17. Проблема зла и ничто 613
§ 18. Философия Франка и перспективы «новой онтологии» 622
§ 19. Обоснование «окончательной» веры 629
Глава восьмая
АБСОЛЮТ КАК ВОСПОЛНЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА: Л. КАРСАВИН 642
§ 1. Гностические истоки метафизики Карсавина 642
§ 2. Личность как всеединство и всевременность 652
§ 3. Метафизика любви 660
§ 4. Диалектика единства-разъединения в Абсолюте 663
§ 5. Диалектика единства-разъединения в тварном мире: жизнь через смерть 667
§ 6. Проблема зла и насилия 676
§ 7. История Иисуса: оправдание несовершенства 680
§ 8. Окончательное преодоление «атомистической» модели человека 687
§ 9. Структура несовершенного всеединства 698
§ 10. Абсолют как восполнение несовершенства 714
Глава девятая
ТРАГЕДИЯ БОЖЬИХ СТРАДАНИЙ: И. ИЛЬИН 724
§ 1. Диалектика индивидуальной самобытности и духовного единства людей 724
§ 2. Тождество Бога и человека и концепция «философского акта» 735
§ 3. Философия и жизнь 743
§ 4. Гегель и поиски «новой онтологии» 749
§ 5. Пантеизм Гегеля и учение о «конкретном» Абсолюте 758
§ 6. Философия мировой трагедии 762
§ 7. Этика трагического подвига 780
§ 8. Путь духовного обновления 799
§ 9. Структура религиозного акта 805
§ 10. Творческое и просветляющее страдание 812
Глава десятая
АБСОЛЮТ КАК СВ. ТРОИЦА: С. БУЛГАКОВ И П. ФЛОРЕНСКИЙ 820
§ 1. Философская «контрреформация»: метафизика на службе догматики 820
§ 2. С. Булгаков: от марксизма к идеализму 824
§ 3. Хозяйство как способ преображения мира 839
§ 4. Философия Православия 852
§ 5. Божественное Ничто и Творение 861
§ 6. Мир и человек под знаком Софии 867
§ 7. Под гнетом догмата: трагедия философа 881
§ 8. Творящие имена Бытия. Философское «завещание» Булгакова 889
§ 9. Великий инквизитор и его дело: П. Флоренский 901
Заключение 914


Научное издание

Евлампиев Игорь Иванович

ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЕТАФИЗИКИ
В XIX–XX ВЕКАХ
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКАХ АБСОЛЮТА

Директор издательства А. А. Галат
Корректор О. В. Смушко
Компьютерная верстка Е. М. Денисовой
Дизайн О. Д. Курта

Подписано в печать: 10.02.2020. Формат 60×90 1/16.
Бум. офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 57,5.
Тираж 300 экз. Заказ № 224

Издательство РХГА
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15
Тел.: (812) 310–79–29, +7(981)699–6595;
e-mail: rhgapublisher@gmail.com
http://irhgа.ru

Отпечатано в типографии «Контраст»
192029 Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 38

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.