Рецензия на книгу «Буддизм: pro et contra, антология»

Буддизм: pro et contra, антология. Издательство РХГАОчередной выпуск серии «Русский Путь» посвящён буддизму как значимому феномену российской духовной культуры. Открывает внушительный, почти 1000 страничный том статья Сергея Пахомова, составителя сборника. Опытный петербургский религиовед в небольшой статье не только описал основные вехи российской буддийской истории, а еще и кратко изложил учение древнейшей мировой религиозной традиции.
Антология состоит из трёх концептуальных частей, которые дополняются текстами исторических документов.
Открывающая первую часть – «Буддизм в России: история и культура» статья Н. В. Цыремпилова «Когда Россия признала буддизм?» сообщает читателю любопытную новость – оказывается, текста документа, даровавшего буддизму именем Елизаветы права разрешённой для исповедания религии, не существует, или он пока не найден. Мало кто из исследователей всерьёз верит в историчность этого указа, тем более что за двухвековую историю исследований ни указа, ни даже его копии, обнаружить так и не удалось.
А из его же материала «За святую Дхарму и Белого царя: Российская империя глазами бурятских буддистов XVIII — начала XX в.» читатель узнает, что и «…якобы имевшее место в 1767 г. объявление императрицы Екатерины II воплощением бодхисаттвы Тары в белой ее ипостаси … не находит подтверждения ни в бурятской летописной традиции, ни в сочинениях по истории буддизма». Можно сказать, что здесь налицо уже не досадная недостача очевидно существовавшего документа, но явная тенденция к мифологизации истории.
Наконец, в третьей статье того же автора «Буддизм в православной публицистике XIX — начала XX в.» из третьей части сборника на фоне обзора отношений к буддизму в Российской Империи проступили два живучих предрассудка. Это вера в искаженность тибетского буддизма по сравнению с первоначальным учением Шакьямуни. «Извращённым буддоламаизмом» презрительно называли его православные миссионеры, а некоторые были конспирологически озабочены якобы шпионской миссией иностранных заезжих лам.
Материалы антологии можно условно разделить и по этническому признаку. Большинство текстов посвящены конкретным вопросам той или иной буддийской республики России.
Так, здесь же находятся два текста Э. П. Бакаевой – «Краткий очерк истории буддизма в Калмыкии (до 1994 г.)» и «Буддизм в Калмыкии в 1988–2009 гг.». В очерке об истории и современных реалиях буддизма в Туве признанный специалист М.В. Монгуш рассказывает, помимо прочего, о любопытном тувинском феномене буддийско-шаманского двоеверия.
За пределами буддийской среды и бурятских диаспор почти неизвестны проблемы противостояния официальной Буддийской Традиционной Сангхи России под руководством Хамбо-ламы Аюшеева и альтернативных институций и организаций с «тибетским протекторатом». Ц. П. Ванчикова в материале «Тибетцы в Бурятии» раскрывает проблему: «Лидеры бурятской традиционной сангхи обеспокоены проникновением религиозных деятелей из-за рубежа, особенно тибетских эмигрантов из Индии. Тибетские монахи-беженцы довольно успешно проводят миссионерскую деятельность среди верующих, в то время как бурятские буддийские монахи не проявляют должной активности в этом аспекте, и именно поэтому, возможно, Буддийская традиционная сангха России (в лице Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева) не одобряет деятельность тибетских буддийских монахов и организаций».
Почему ревнитель возрождения бурятского языка глава БТСР Дамба Аюшеев столь ценит российскую власть и куда меньше Далай-ламу XIV, рассказывает статья Д. Д. Амоголоновой «Хамбо-лама Дамба Аюшеев и его роль в современном буддийском возрождении Бурятии». Ей же принадлежит исследование формирования культа Хамбо-ламы Итигэлова, его роли в становлении национального бурятского варианта буддизма.
В богатой палитре драматических перепитий первых тридцати лет сосуществования буддизма и Советской Власти за авторством Ф. Л. Синицына («Красная буря». Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг..») отдельного внимания заслуживает история буддийского обновленчества и его лидера Агвана Доржиева.
Материал из второй части сборника «Российские буддисты: персоналии и тексты» Панньяавудхо Топпера Тхеры – российского буддийского монаха традиции Малой Колесницы рассказывает о «Камме в буддизме тхеравады». Изложенная концепция кармы (каммы) заметно отличается от описанной легендарным Бидией Дандароном в размышлениях о «Первой Благородной Истине Будды». Здесь же размещен исторический очерк М. Б. Щербак (Морозовой) о трагической судьбе Дандарона.
Своё видение закона кармы Лев Толстой передал притчей в восточном духе в рассказе «Карма». Достижения его буддийских штудий рассматривает Т. В. Бернюкевич в исследовании «Буддийские интенции в имперсоналистической концепции личности Л. Н. Толстого».
В сборнике представлен и ряд других литературных произведений классиков и современников. Среди них фрагменты книги «Буддист-паломник у святынь Тибета» первого фотографа Лхасы Цыбикова; «Легенды о практике Чод» нашего современника, писателя, сценариста и режиссера Алексея Тенчоя; «Возвращение Будды» В.В. Иванова. Рассказ сурового бытописца клерикализма и казённой религиозности Н. С Лескова живо рисует картины печальной истории крещения сибирских аборигенов.
Необходимо упомянуть и рассказ Николая Рериха «Шамбала сияющая» — замечательный образчик настоящего мифотворчества. Наряду с действительно буддийскими, традиционными понятиями и терминами – «лама» и «карма», из абсолютного ниоткуда возникают хорошо знакомые персонажи Агни-йоги. Владыка Шамбалы Ригден-Джапо, грядущий Майтрейя, космический зов Калагии, Правитель Мира, Храм, Космический Огонь, Великий Странник – всё в подчёркнуто пафосном стиле.
В статье А.И. Андреева «Посольство «западных буддистов» Н. К. Рериха к Далай-ламе (1926–1928)» описан интересный мистико-геополитический проект второй половины 1930-х годов.
Затронута в антологии социополитически актуальная и тема сравнительного религиоведения. Уместно опубликованы главы из труда Александра Меня «У врат Молчания». Знаменитый проповедник и апологет христианства отдает должное почтение и высказывает редкое для большинства христианских миссионеров уважение к величию духовного подвига Будды.
В содержательной и значимой статье О. С. Хижняк «Принципы сравнительного анализа буддизма и христианства: внеконфессиональный подход» – автор делится наработками сравнительно-религиоведческого исследования и обрисовывает контуры возможных будущих нарративов.
Завершает содержательную часть сборника материал Н. В. Цыремпилова «За святую Дхарму и Белого царя: Российская империя глазами бурятских буддистов XVIII — начала XX в.». Автор исследует сложный и неоднозначный феномен взаимодействия религиозных институтов с властью.
Антология, хоть и не предназначена именно для этой цели, может быть рекомендована интересующимся базовыми буддийскими понятиями и концептами.
В завершение обзора можно лишь согласиться с составителями антологии – несмотря на внушительный объем, текстов, не вошедших в сборник, еще очень много, и это издание хотелось бы видеть лишь добрым начинанием, новой вехой отечественных буддологических исследований.

Гедеон Янг, журналист, публицист
22.08.2022
Оригинал рецензии: https://narthang.ru/blogs/news/recenzia-na-knigu-buddizm-pro-et-contra-antologiya

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.