А. А. Фет: pro et contra, антология

А. А. Фет: pro et contra, антология. Издательство РХГА, 2022А. А. Фет: pro et contra, антология. — 2-е изд., испр. и доп. / Сост., вступ. статья, коммент. Т. А. Кошемчук. — СПб.: РХГА, 2022. — 960 с. — (Русский Путь).
ISBN 978-5-907505-91-9
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) — один из самых известных русских поэтов и при этом один из самых непонятых и даже непрочитанных. Сказанное относится прежде всего к философско-религиозной составляющей его поэтического творчества. Фет как переводчик Шопенгауэра и лирик, пишущий о любви и природе, — это два его лика, не соединяющихся в читательском восприятии в единое целое. В то время как философские темы значимы для Фета в целом его жизни, и в корпусе из более чем 600 им написанных стихотворений при самом строгом отборе около сотни относятся впрямую к философской лирике. Давно уже назрела необходимость преодоления штампов советской эпохи (коренящихся в революционно-демократической критике) и целостного осмысления творчества Фета как поэта-мыслителя. Настоящая антология будет способствовать разрешению этой фундаментальной научной задачи, отвечающей уровню современной филологической науки, — целостного осмысления творчества Фета как поэта-философа, создателя своей поэтической концепции мира и человека, то есть анализа его поэтических идей в их онтологических, аксиологических и антропологических аспектах.

УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
А 11

Серия «Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырев (председатель), В. Е. Багно,
А. А. Ермичев, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, М. А. Маслин,
Р. В. Светлов, В. Ф. Федоров

Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырев

Составитель
Т. А. Кошемчук

© Кошемчук Т. А., составление, вступ. статья, комментарии, 2022
© Русская христианская гуманитарная академия, 2022
© «Русский Путь», название серии, 1993


ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках книгу в серии «Русский Путь», представляющую российскую рецепцию личности и творчества русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892).
В 2019 году РХГА праздновала 30-летие своей научно-педагогической и просветительской деятельности. Серебряный юбилей отметила и серия «Русский Путь», являющаяся важным достижением РХГА. Число томов серии в 2019 году превысило полуторасотенный рубеж. «Русский Путь» открылся в 1994 году антологией о Н. Бердяеве. В результате четвертьвековой исследовательской и издательской работы перед читателями предстали своего рода «малые энциклопедии» о М. Ломоносове, Н. Карамзине, П. Чаадаеве, А. Пушкине, М. Лермонтове, Ф. Тютчеве, Н. Гоголе, В. Белинском, М. Бакунине, А. Сухово-Кобылине, А. Герцене, М. Салтыкове-Щедрине, Н. Чернышевском, И. Тургеневе, Л. Толстом, К. Леонтьеве, В. Ключевском, Вл. Соловьеве, В. Розанове, Н. Лескове, А. Чехове, П. Флоренском, В. Эрне, С. Булгакове, И. Ильине, М. Зощенко, М. Булгакове, В. Набокове, Н. Заболоцком, Д. Шостаковиче, А. Твардовском, Л. Гумилеве, Л. Шестове, В. Хлебникове, Б. Пастернаке, А. Ахматовой, М. Горьком и других. Вышли книги о Н. Некрасове, Ф. Достоевском. В числе книг, посвященных деятелям искусства, — антологии о П. Чайковском, Д. Шостаковиче, С. Эйзенштейне, Е. Бауэре, Л. Бетховене, М. Глинке, С. Прокофьеве.
Целый ряд книг представляет российскую рефлексию идейного наследия зарубежных мыслителей — Сократа, Платона, Августина, Данте, Боккаччо, Сервантеса, Макиавелли, Спинозы, Руссо, Вольтера, Дидро, Канта, Шеллинга, Ницше, Бергсона, Витгенштейна, Хайдеггера, Гегеля, Маркса. В планах издание книг о Фрейде, Расселе.
«Русский Путь» изначально задумывался как серия книг не только о мыслителях, но и демиургах отечественной культуры и истории. Увидели свет антологии о творцах российской политической истории и государственности, царях — Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Готовятся книги о Петре III и царевне Софье. К ним примыкают антологии о выдающихся государственных деятелях — М. Кутузове, К. Победоносцеве, П. Столыпине. Опубликованы сборники, посвященные лидерам стран антигитлеровской коалиции — И. Сталину, У. Черчиллю, Ф. Д. Рузвельту и Ш. де Голлю. К столетней годовщине Революции осуществлены издания антологий о ее демиургах — А. Керенском, Л. Троцком и В. Ленине. В 2018 году, к 100‑летней годовщине начала Гражданской войны, вышли в свет книги о политически значимых лидерах Белого движения — А. И. Деникине, П. Н. Врангеле, А. В. Колчаке. Важным этапом развития «Русского Пути» является переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть выражены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. В последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась.
Осуществлена публикация книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма.
Проведена работа по осмыслению отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени. Увидели свет пять антологий: «Либерализм: pro et contra», «Национализм: pro et contra», «Социализм: pro et contra», «Анархизм: pro et contra», «Консерватизм: pro et contra». Опубликованы четыре тома, отображающие оценку феномена русской классики. Первый том охватывает Золотой век, второй — Серебряный, третий — Железный. Четвертый дает представление об отношении к русской классике в мировой культуре. В этом же ряду книги, посвященные переосмыслению ключевых исторических событий начала XX века: «Революция 1917 года: pro et contra» и «Красное и белое: pro et contra», представляющая все разнообразие позиций русской эмиграции по Гражданской войне.
За четверть века модель изданий трансформировалась от антологии, включающей классические тексты, к смежному жанру антологии/коллективной монографии, которая содержит тексты современных исследователей, подобранные в стилистике «pro et сontra». Это обусловлено повышением уровня современных дискурсов, действующие исследователи вступают в полемику с классиками зачастую на равных. Обозначенные направления работы обычно дополняются созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование таких информационных ресурсов может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Увеличение в составе серии доли книг, посвященных феноменам культуры, способствует достижению этой цели. Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. Поэтому РХГА приглашает к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и духовный смысл.


СОДЕРЖАНИЕ

От издателя . . . . 5
Т. А. Кошемчук. PRO и CONTRA в судьбе А. А. Фета . . . . 7
I
А. А. ФЕТ: МЫСЛИ О РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИИ, ИСУССТВЕ,
О РОССИИ, О СВОЕМ ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
О стихотворениях Ф. Тютчева . . . . 51
Два письма о значении древних языков в нашем воспитании
<Фрагменты> . . . . 68
Послесловие А. Фета к его переводу Шопенгауэра . . . . 79
Наши корни <Фрагменты> . . . . 85
Предисловие А. А. Фета <Гёте И. В. Фауст. Часть вторая.
Пер. с нем. А. А. Фета> . . . . 94
Ответ «Новому времени» . . . .113
<Философия хозяйства
и практика сельскохозяйственной. деятельности> . . . .117
II
А. А. ФЕТ О СЕБЕ:
ФРАГМЕНТЫ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И ПИСЕМ
<Из воспоминаний А. А. Фета>
Ранние годы моей жизни <Фрагменты> . . . .143
Мои воспоминания. 1848–1889. Часть 1 <Фрагменты> . . . .158
<Из переписки>
Из переписки А. А. Фета и Л. Н. Толстого. 1857–1877 гг. . . . .163
Из переписки А. А. Фета и Л. Н. Толстого. 1878–1884 гг. . . . .179
Из переписки А. А. Фета и Л. Н. Толстого.
Неизданные письма. Фета. 1859–1881 гг. . . . .219
Из переписки А. А. Фета и Я. П. Полонского . . . .225
Из переписки А. А. Фета и Н. Н. Страхова . . . .249
Из переписки А. А. Фета и В. С. Соловьева . . . .272
Из переписки А. А. Фета и К. Р.
<вел. кн. Константина Константиновича> . . . . 280
III
СОВРЕМЕННИКИ О ФЕТЕ
В. П. Боткин
Стихотворения А. А. Фета <Фрагменты> . . . .303
Ф. М. Достоевский
Г-н –бов и вопрос об искусстве <Фрагменты> . . . .322
М. Е. Салтыков-Щедрин
Стихотворения А. А. Фета . . . .334
Н. А. Добролюбов
Русская сатира в век Екатерины <Фрагмент> . . . .339
Темное царство <Фрагмент> . . . .339
М. Лавренский
Шекспир в переводе г. Фета (Юлий Цезарь, трагедия Вильяма
Шекспира, перев. А. Фета. «Библиот. для чт.», март 1859 г.)
<Фрагменты> . . . .341
Д. И. Писарев
Схоластика XІX века <Фрагмент> . . . .358
М. Бурбонов <Д. Д. Минаев>
Лирическое худосочие . Стихотворения А. А. Фета. 2 части.
Издание К. Солдатенкова. Москва. 1863 г. . . . . 359
В. А. Зайцев
Библиографический листок <Фрагменты> . . . .377
Д. И. Писарев
Реалисты <Фрагменты> . . . .386
Цветы невинного юмора.. 1. «Сатиры в прозе» Н. Щедрина
2. «Невинные рассказы» Н. Щедрина <Фрагменты> . . . .389
П. Угрюмов <П. Л. Лавров>
Русский перевод Шопенгауэра . Артур Шопенгауэр: Мир как
воля и представление. Перевод А. Фета. Санкт-Петербург,
1881 г. <Фрагменты> . . . .394
Н. Н. Страхов
Заметки о Фете . . . .397
В. С. Соловьев
О лирической поэзии.
По поводу последних стихотворений Фета. и Полонского . . . .407
А. М. Скабичевский
<О Фете> <Фрагмент> . . . .427
IV
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ СТАТЬИ О ФЕТЕ
Вс. С. Соловьев
Памяти А. А. Фета . . . .431
Л. Н. Майков
А. А. Фет . . . .434
В. Л-ий <В. Ф. Лазурский>
А. А. Фет (Шеншин) как поэт, переводчик и мыслитель
(23 ноября 1820 г. — 21 ноября 1892 г.) . . . .439
С. С. Трубачев
Фет <Фрагменты> . . . .449
В. Е. Чешихин
Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет) . . . .451
Н. Я. Стечкин
Памяти А. А. Фета (1892 — 21 ноября — 1902) <Фрагменты> . . . .456
Н. В. Недоброво
Времеборец (Фет) . . . .461
Б. Садовской
А. А. Фет . . . .471
Б. В. Никольский
Основные элементы лирики Фета . . . . 477
Е. Я. Архиппов
Лирика Фета как религия сердца . . . .499
В. С. Феди́на
Проблема «муки слова» в поэзии Фета . . . . 507
Д. С. Дарский
«Радость земли». Исследование лирики Фета <Фрагменты> . . . .530
V
ФЕТ В КРИТИКЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
Д. П. Святополк-Мирский
Фет <Фрагменты> . . . .577
П. Б. Струве
О Фете — прозевала ли Россия Фета? . . . . 580
К. В. Мочульский
Владимир Соловьев. Жизнь и учение <Фрагмент> . . . .585
Ю. Иваск
Фет <Фрагменты> . . . .588
Г. Мейер
Фет . . . . 597
H. A. Струве
О мировоззрении А. А. Фета: был ли Фет атеистом? . . . .609
Е. Г. Эткинд
О мировоззрении Фета и культуре полемики . . . .618
Н. А. Струве
Был ли Фет атеистом? Ответ на письмо проф. Е. Эткинда . . . .624
М. Макаров
К полемике о мировоззрении А. А. Фета. Шеншин и Фет . . . .627
Юлиания, мать
Еще о Фете . . . .631
VI
СОВЕТСКИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ О ФЕТЕ
Б. Я. Бухштаб
А. А. Фет <1936 г.> <Фрагменты> . . . .635
Б. В. Михайловский
Фет . . . . 641
К. В. Пигарёв
А. А. Фет <Фрагменты> . . . .645
В. Я. Бухштаб
А. А. Фет <Фрагменты> . . . .647
Д. Д. Благой
Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета)
<Фрагменты> . . . .652
Л. М. Лотман
А. А. Фет . . . .678
VII
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ФЕТЕ
В. Н. Турбин
И храм, и базар: Афанасий Фет и сентиментализм
<Фрагменты> . . . .687
В. В. Кожинов
Самый красивый из русских поэтов . . . .692
Г. Д. Асланова
В плену легенд и фантазий . . . .701
С. Г. Бочаров
Литературная теория Константина Леонтьева. .
P. S. Заметки к теме «Леонтьев и Фет» . . . .716
В. А. Кошелев
«Лирическое хозяйство» в эпоху реформ <Фрагменты> . . . .725
М. М. Дунаев
Вера в горниле сомнений.
Православие и русская литература. в XVII–XX вв. <Фрагмент> . . .742
В. А. Шеншина
А. А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание
<Фрагменты> . . . .744
А. И. Лагунов
Адаптация поэзии А. Фета в софийной лирике Вл. Соловьева . . . .752
Т. А. Кошемчук
Звук поэзии Фета . . . .765
Л. А. Калинников
Два избранных философа в творчестве А. А. Фета . . . .785
VIII
ВОСПРИЯТИЕ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА
1
.
О стихотворении А. А. Фета
«Измучен жизнью
., коварством надежды…»
А. А. Фет
«Измучен жизнью., коварством надежды…» . . . .835
К. Н. Льдов
Из статьи «Религиозные настроения в поэзии Фета» (1916) . . . .837
Ю. Иваск
Из статьи «Фет» (1966) . . . .838
Г. Б. Курляндская
Из статьи «Философские мотивы в поздней лирике Фета» (1988) . .840
В. Н. Касаткина
Из статьи «Лирика сновидений А. А. Фета» (1999) . . . .844
В. А. Шеншина
Из книги «А. А. Фет-Шеншин.
Поэтическое миросозерцание» (2003) . . . . 848
Т. А. Кошемчук
Из книги «Русская поэзия в контексте
православной культуры» (2006) . . . .849
2.
О стихотворении А. А. Фета «Добро и зло»
А. А. Фет
Добро и зло . . . .854
Б. В. Никольский
Из статьи «Основные элементы лирики Фета» (1912) . . . .855
Д. С. Дарский
Из книги «“Радость земли”. Исследование лирики Фета» (1916) . . .856
М. А. Монин
Из статьи: «Толстой и Фет. Два прочтения Шопенгауэра» (2001) . . .857
Л. А. Калинников
Из статьи «А. Шопенгауэр и И. Кант в философско-поэтическом мировоззрении А. А. Фета» (2013) . . . .858
3.
О стихотворении А. А. Фета «Смерти»
А. А. Фет
Смерти . . . .861
Б. В. Никольский
Из статьи «Основные элементы лирики Фета» (1912) . . . .862
Д. С. Дарский
Из книги «“Радость земли”. Исследование лирики Фета» (1916) . . .863
Г. Б. Курляндская
Из статьи «Философские мотивы в поздней лирике Фета» (1988) . .866
М. А. Монин
Из статьи: «Толстой и Фет. Два прочтения Шопенгауэра» (2001) . . .868
4.
О стихотворении А. А. Фета «Никогда»
А. А. Фет
Никогда . . . .870
Г. Б. Курляндская
Из статьи «Философские мотивы в поздней лирике Фета» (1988) . .872
В. А. Шеншина
Из книги «А. А. Фет-Шеншин.
Поэтическое миросозерцание» (2003) . . . .873
Т. А. Кошемчук
Из книги «Русская поэзия в контексте
православной культуры» (2006) . . . .874
Л. А. Калинников
Из статьи «А. Шопенгауэр и И. Кант в философско-поэтическом мировоззрении А. А. Фета» (2013) . . . .876
5.
О стихотворении А. А. Фета «Ничтожество»
А. А. Фет
Ничтожество . . . .881
Г. Б. Курляндская
Из статьи «Философские мотивы в поздней лирике Фета» (1988) . .882
Т. А. Кошемчук
Из книги «Русская поэзия в контексте
православной культуры» (2006) . . . .883
Л. А. Калинников
Из статьи «А. Шопенгауэр и И. Кант в философско-поэтическом мировоззрении А. А. Фета» (2013) . . . .886
6.
О стихотворении А. А. Фета «Я потрясен, когда кругом…»
А. А. Фет
«Я потрясен, когда кругом…» . . . .890
H. A. Струве
Из статьи «О мировоззрении А. А. Фета:
был ли Фет атеистом?» (1983) . . . .891
Т. А. Кошемчук
Из книги «Русская поэзия в контексте
православной культуры» (2006) . . . .891
Комментарии . . . .894
Указатель имен . . . .947


Научное издание

А. А. ФЕТ:
PRO ET CONTRA

Антология

2-е изд., испр. и доп.

Составитель
Татьяна Александровна Кошемчук

Директор издательства А. А. Галат
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Корректор С. А. Авдеев
Верстка О. М. Кукушкиной
Дизайн обложки О. Д. Курта

Подписано в печать 25.06.2022. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 60,00. Тираж 300 экз.
Зак. № 679

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
Тел.: (812) 310-79-29; +7 (981) 699-6595
E-mail: rhgapublisher@gmail.com. Url: http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Контраст»
192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 38

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.