Кожевникова М. Н. «Мир людей». Учить жить вместе, в радости, в добре

Кожевникова М. Н. «Мир людей». Учить жить вместе, в радости, в добре. Издательство РХГА, 2023Кожевникова М. Н.
«Мир людей». Учить жить вместе, в радости, в добре. (Социально-эмоционально-этическое направление в гуманистической парадигме российского образования): Монография. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 307 с.
ISBN 978-5-907505-43-8
В монографии отражено проведенное в последние годы в России исследование социально-эмоционально-этического направления образования как части мировой и, в особенности, отечественной гуманистической традиции. Внимание к социальной, эмоциональной и этической областям образования и понимание их единства были характерны для российской педагогики и продолжают оставаться предельно значимыми. Сложившееся современное направление в образовании вобрало как педагогические идеи прошлого, так и идеи множественного интеллекта, социального и эмоционального интеллекта, обогатившие психологическую и педагогическую науку, а также опыт социально-эмоционального обучения (СЭО) и социально-эмоционально-этического обучения (СЭЭО) во многих странах мира. В представленной работе осмыслены, во многом, в философском и антропологическом ключах, встающие в их отношении вопросы, намечены требуемые для современного образования решения и предложена российская версия социально-эмоционально-этического образования в виде образовательной концепции «Мир людей».
Книга может быть интересна педагогам — практикам и исследователям, ученым гуманитарных областей знания, связанных с образованием, и всем читателям, кто размышляет об образовании.

УДК 3141.319.8:37
ББК 74:87.52
К58

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
проекта проведения научных исследований
«Направление «социально-эмоционально-этического
обучения и его возможности для развития
гуманистической образовательной парадигмы
в контексте российского образования»,
проект № 20-013-00875/21 (рук. М. Н. Кожевникова)

Рецензенты:
Даутова О. Б., д. пед. н., проф., СПб АППО им. К. Д. Ушинского;
Макаров А. И., д. филос. н., проф., ВолГУ;
Кирьякова А. В., д. пед. н., проф., ОГУ

© Кожевникова М. Н., 2023
© АНО ВО «РХГА», 2023


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …. 7
Раздел 1.
Социальная, эмоциональная, этическая образовательная
проблематика и идеи в российской гуманистической
педагогической традиции …. 9
Глава 1.
«Гуманистическая парадигма»
в образовании и ее место в российской традиции …. 11
§ 1. «Гуманность», «гуманитаризм», «гуманизм»
и «гуманистическая парадигма» в образовании …. 11
§ 2. «Гуманистическая парадигма» в российской педагогике …. 21
§ 3. Системообразующие характеристики
гуманистической парадигмы образования …. 23
Глава 2.
Социальные, эмоциональные, этические проблемы
и идеи в гуманистической традиции
российской педагогики XVIII века …. 28
§ 1. Образовательные проекты XVIII века …. 28
§ 2. Образовательная концепция Н. И. Новикова…. 30
Глава 3.
Социальные, эмоциональные, этические проблемы и идеи
в гуманистической традиции российской педагогики XIX века .. 35
§ 1. Социальные, эмоциональные
и этические идеи авторов XIX века …. 35
§ 2. К. Д. Ушинский о социальных, эмоциональных,
этических аспектах образования:
«стремление к счастью» …. 40
Глава 4.
Социальные, эмоциональные, этические проблемы
и идеи в гуманистической традиции российской педагогики
XX и XXI веков …. 54
§ 1. Гуманистическая педагогика К. Н. Вентцеля …. 54
§ 2. Антропологические идеи в российской и советской
педагогике первой половины XX века:
социальные, эмоциональные и этические аспекты …. 60
§ 3. Гуманистические педагогические идеи
относительно социальной, эмоциональной и этической
проблематики в советском образовании …. 63
§ 4. Гуманистические педагогические идеи
относительно социальной, эмоциональной и этической
проблематики в образовании постсоветской России …. 65
Глава 5.
Особенности педагогических идей российской традиции
в свете социально- эмоционально-этического
направления образования …. 77
§ 1. Особенности российской ментальности …. 77
§ 2. Основные социальные, эмоциональные и этические
идеи в истории российской педагогической традиции …. 81
Раздел 2.
Анализ направления социально- эмоционально-этического
образования в гуманистической образовательной
парадигме в мире …. 85
Глава 6.
Тренд социально- эмоционально-этического
направления образования в современном мире …. 87
§ 1. Холистическое образование …. 87
§ 2. Социальная педагогика …. 93
§ 3. Ценностное образование
(Нравственное воспитание. Воспитание характера.
Отдельные концепции и версии программ
ценностного образования. Выводы) …. 97
Глава 7.
Основные предпосылки социально- эмоционально-этического
направления образования в современном мире …. 118
§ 1. «Cоциально- эмоциональное обучение» — компонент
и предпосылка социально- эмоционально-этического
образования …. 118
§ 2. Критика социально- эмоционального обучения …. 128
§ 3. Созерцательные практики в образовании —
компонент и предпосылка социально- эмоционально-
этического образования…. 133
Глава 8.
Зарубежные концепции и программы
социально- эмоционально-этического обучения
(Social, Emotional, and Ethical Learning — SEEL) …. 141
§ 1. Причины разработки и основания концепции SEEL …. 141
§ 2. Концепция социально- эмоционально-этического
обучения: ключевые идеи …. 142
§ 3. Педагогическая модель
социально- эмоционально-этического обучения …. 145
§ 4. Анализ и критика философской концепции
социально- эмоционально-этического обучения …. 147
Глава 9.
Концепт и феномен счастья и его значение
для социально- эмоционально-этического образования …. 151
§ 1. Значение счастья в современном мире
и его трактовки…. 151
§ 2. Значение счастья в образовании …. 154
Глава 10.
Выводы относительно социально- эмоционально-этического
направления образования в контексте гуманистической
парадигмы образования XXI века…. 159
§ 1. Гуманистические, философские
и теоретические основания СЭЭО…. 159
§ 2. Гуманизм и гуманистическая парадигма в XXI веке …. 160
§ 3. Критика и выводы относительно опыта социально-
эмоционально-этического направления образования
в мире …. 168
Раздел 3.
«Мир людей»: социально- эмоционально-этическое
направление в современном российском образовании …. 175
Глава 11.
Российская концепция социально- эмоционально-этического
направления образования: «Мир людей» …. 177
§ 1. Особенности российской концепции СЭЭО исходя
из социальных, эмоциональных и этических
оснований гуманистической отечественной педагогики … 177
§ 2. Российская концепция социально- эмоционально-
этического направления образования: «Мир людей» …. 181
§ 3. Философия СЭЭО: единство социального,
эмоционального, этического измерений
в свете субъектностной антропологической теории …. 183
Глава 12.
Педагогика социально- эмоционально-этического образования:
основные черты и особенности …. 193
§ 1. Педагогика СЭЭО в свете российской
дидактической традиции …. 196
§ 2. Воспитание согласно концепции социально-
эмоционально-этического направления образования
«Мир людей» …. 203
§ 3. Созерцательные практики и развитие чувств,
социальности, нравственности в СЭЭО…. 215
§ 4. Практики развития мышления
и педагогическое модерирование в СЭЭО …. 221
Глава 13.
Возможности встречи российской системы
образования с социально- эмоционально-этическим
направлением образования …. 239
§ 1. Проблема обновления содержания
в системе образования …. 239
§ 2. Встреча российской школы
с социально- эмоционально-этическим образованием:
организационно- педагогические условия …. 241
§ 3. Возможности СЭЭО во внеурочной деятельности:
программа «Мир людей» …. 250
§ 4. Место и роль СЭЭО во внешкольном образовании …. 253
§ 5. Значение социально- эмоционально-этического
образования для педагогического образования …. 260
Глава 14.
Модель и средства гуманистически направленного
мониторинга и экспертизы применительно к СЭЭО …. 262
§ 1. Значение оценивания в СЭЭО и опыт его исследования … 262
§ 2. Проблема гуманитарного оценивания …. 264
§ 3. Принципы оценивания
в социально- эмоционально-этическом образовании …. 269
Заключение …. 277
Литература …. 280


Научное издание

Кожевникова Маргарита Николаевна

«Мир людей»
Учить жить вместе,
в радости, в добре
Социально-эмоционально-этическое
направление в гуманистической
парадигме российского образования

Монография

Директор издательства А. А. Галат
Корректор Е. А. Сергиенко
Оператор верстки В. А. Смолянинов
Художник О. Д. Курта

Подписано в печать 01.12.2023. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 19,25. Зак. № 1279

191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
имени Ф. М. Достоевского
Тел.: (812) 310-79-29; +7 (981) 699-6595
E-mail: books@rhgа.ru. URL: http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Поликона» (ИП А. М. Коновалов)
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.