М. А. Булгаков: pro et contra, антология / Сост. О. В. Богданова. — СПб.: РХГА, 2019. — 992 с. — (Русский Путь).
ISBN 978-5-88812-951-7
Антология «М. А. Булгаков: pro et contra» представляет собой емкий и обширный свод научного материала, созданного на основе исследования художественного творчества русского классика первой половины ХХ в. В издание включены работы авторитетных отечественных и зарубежных литературоведов и критиков, философов, социологов, искусствоведов, написанные преимущественно в последние 30 лет. Антология подразделяется на несколько разделов, каждый из которых отражает особые грани художественного таланта М. А. Булгакова и посвящен выдающимся произведениям художника — романам «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», повестям «Роковые яйца», «Собачье сердце», драмам «Дни Турбиных», «Батум» и др.
Издание рассчитано как на специалистов-исследователей, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития истории русской литературы начала ХХ в.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
М11
Серия
«Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.
Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырев (председатель), В. Е. Багно, С. А. Гончаров,
А. А. Ермичев, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, М. А. Маслин, Р. В. Светлов,
В. Ф. Федоров, С. С. Хоружий
Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырев
Составитель
О. В. Богданова
Исследование выполнено при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований
по проекту № 18-012-00374 «М.А. Булгаков: pro et contra. История
и современное отношение к наследию Михаила Булгакова»
© Богданова О. В., составление, 2019
© Коллектив авторов, 2019
© Русская христианская гуманитарная академия, 2019
© «Русский Путь», название серии, 1993
Содержание
От издателя . . . . 5
I
И. З. Белобровцева
Миссианство Михаила Булгакова . . . . 9
А. А. Кораблев
Михаил Булгаков как мистический писатель
(к вопросу об авторском самоопределении) . . . . 27
В. В. Гудкова
Критические дискуссии по поводу творчества М. А. Булгакова:
от 1920-х к 1980-м . . . . 41
Л. Л. Фиалкова
Pro et contra популярности:
Михаил Булгаков как литературный персонаж . . . . 65
М. Л. Каганская
Белое и красное . . . . 83
Собачья смерть . . . . 104
В. В. Гудкова
Апология субъективности.
О лирическом герое произведений М. А. Булгакова . . . . 163
С. К. Кульюс
Заметки об устных историях Михаила Булгакова о Сталине . . . . 175
М. В. Мишуровская
Допрос Михаила Булгакова :
Об одном «неправдоподобном» случае,
рассказанном газетой «Слово» в 1927 г. . . . . 186
Л. Л. Фиалкова
Не Булгаков ли это? (терзания текстологов) . . . . 196
С. С. Тверская
Тематический диапазон и медицинская лексика
цикла М. А. Булгакова «Записки юного врача» . . . . 216
И. Е. Лихтенштейн
Михаил Афанасьевич Булгаков — врач и писатель . . . . 235
II
А. Б. Перзеке
Звон меди «петербургской повести» А. С. Пушкина
в творчестве М. А. Булгакова : переклички текста и судьбы . . . . 257
А. В. Успенская
Инобытие для героя: об одном из источников
эпизода романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . . . . 282
К. Н. Атарова
Диалог через эпохи (след Ф. М. Достоевского
в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова) . . . . 288
В. В. Шилов
«Бывают странные сближенья…»:
Михаил Булгаков и Владимир Маяковский . . . . 296
Н. Б. Иванова
Булгаков и Пастернак. Точность тайн . . . . 304
Л. Л. Фиалкова
Москва в произведениях М. Булгакова и А. Белого . . . . 322
C. М. Шаргородский
Трест БГ (Михаил Булгаков и Илья Эренбург) . . . . 332
Е. Д. Толстая
Булгаков, Алексей Толстой и другие . . . . 346
Е. И. Орлова
М. А. Булгаков и М. А. Волошин . . . . 363
А. А. Кораблев
Булгаков и Шкловский: две теории литературы . . . . 385
В. В. Шилов
Всеволод Кочетов против Михаила Булгакова . . . . 391
М. Н. Капрусова
Механизм влияния пьесы Л. Андреева «Реквием»
на становление авторской концепции
романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» . . . . 411
И. З. Белобровцева, С. К. Кульюс
Человек и «сверхчеловек»
(к проблеме: Булгаков и Ницше) . . . . 422
III
Л. Л. Горелик
«Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова :
от национального к общечеловеческому . . . . 435
Е. А. Добренко
Роман Судного дня: «Белая гвардия» и вечная Россия . . . . 450
С. М. Шаргородский
Визуальные контексты «Белой гвардии» М. Булгакова . . . . 476
Е. А. Иваньшина
Культурная память как механизм текстопорождения
(«Роковые яйца» и «Собачье сердце» М. А. Булгакова) . . . . 490
В. В. Шилов
Калоши профессора . . . . 502
У. Маргграфф
«Собачье сердце» М. А. Булгакова в свете дискурса о «новом человеке»
и историко-философских воззрений И. Канта . . . . 512
В. В. Колчанов
Мистериальный вектор повести М. А. Булгакова «Дьяволиада» . . . . 527
А. М. Смелянский
«Театральный роман» или «Записки покойника» . . . . 547
IV
В. В. Гудкова
«Зойкина квартира» М. А. Булгакова . . . . 573
Е. А. Иваньшина
Как устроена «Зойкина квартира» . . . . 599
М. В. Мишуровская
«Дни Турбиных» в репертуаре советских театров
и в публикациях советских периодических изданий
(К истории постановки пьесы М. А. Булгакова в 1920–1930-х гг.) . . . . 613
«Белая гвардия» Якова Шигорина . . . . 638
О. А. Дашевская
Драматургическая система М. А. Булгакова :
поиски универсальной личности и жанровая эволюция . . . . 656
Т. Т. Давыдова
Фантастика и сциентистское мифотворчество
в драматургии М. А. Булгакова . . . . 674
В. П. Муромский
Пьеса М. А. Булгакова «Батум» (К проблеме интерпретации) . . . . 681
Е. А. Иваньшина
Голубая чашка Марии-Антуанетты : об образе традиции
в структуре пьесы М. А. Булгакова «Багровый остров» . . . . 704
Б. А. Равдин
Рижский след в истории изданий
и постановок М. А. Булгакова (1927) . . . . 718
И. С. Урюпин
Диалектика бунтарства и мастерства
в историософии М. А. Булгакова : тема Петра Великого . . . . 734
V
Е. Ю. Колышева
Проблема установления основного текста
романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . . . . 753
Н. Н. Богданов
«Пятое измерение» Михаила Булгакова . . . . 771
К. А. Икрамов
Трагедия затаенного стыда . . . . 786
В. В. Колчанов
Оккультизм, маги и ритуалы симпатической магии
в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . . . . 798
А. А. Кораблев
Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова . . . . 817
Н. Н. Богданов
Киевские реминисценции
в «московском» творчестве Михаила Булгакова . . . . 836
И. А. Есаулов
Карнавальный роман М. А. Булгакова:
между юродством и шутовством . . . . 845
С. Э. Демент
Архитектура как прием :
эстетика и читательское восприятие особняка Маргариты . . . . 857
С. К. Кульюс
Михаил Булгаков: поэтика сновидений . . . . 871
О. Ю. Осьмухина
Поэтика скандала
в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . . . . 893
Т. Г. Прохорова
Функции комической маски в создании образов героев
романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . . . . 905
Р. Джулиани
Пилат у Булгакова:
от структуры к поэтике «Мастера и Маргариты» . . . . 919
М. Я. Вайскопф
Черный плащ с красным подбоем: Булгаков и Загоскин . . . . 931
Н. С. Цветова
«Каждому будет дано по его вере»… (эсхатологическая топика
в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») . . . . 935
Сведения об авторах . . . . 947
Указатель имен . . . . 966
От издателя
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Вы держите в руках книгу из серии «Русский Путь» «М. А. Булгаков: pro et contra». Содержание антологии посвящено исследованию личности и творческого наследия Михаила Афанасьевича Булгакова.
«Русский Путь» открылся в 1994 году антологией о Н. А. Бердяеве. В результате четвертьвековой исследовательской и издательской работы перед читателями предстали своего рода «малые энциклопедии» о М. Ломоносове, Н. Карамзине, П. Чаадаеве, А. Пушкине, М. Лермонтове, Ф. Тютчеве, Н. Гоголе, В. Белинском, М. Бакунине, А. Сухово-Кобылине, А. Герцене, М. Салтыкове-Щедрине, Н. Чернышевском, Л. Толстом, К. Леонтьеве, В. Ключевском, Вл. Соловьеве, В. Розанове, Н. Лескове, А. Чехове, А. Блоке, П. Флоренском, В. Эрне, С. Булгакове, И. Ильине, М. Зощенко, С. Эйзенштейне, В. Набокове, Н. Заболоцком, Д. Шостаковиче, А. Твардовском, Л. Гумилеве, Л. Шестове, В. Хлебникове и других персонах. Ряд книг посвящены российской рефлексии идейного наследия зарубежных мыслителей — Платона, Августина, Данте, Боккаччо, Сервантеса, Макиавелли, Спинозы, Руссо, Вольтера, Дидро, Канта, Шеллинга, Ницше, Бергсона, Витгенштейна, в планах академии издание книг о Гегеле, Марксе, Фрейде, Хайдеггере. «Русский Путь» изначально задумывался как серия книг не только о мыслителях, но и демиургах отечественной культуры и истории. Увидели свет антологии о творцах российской политической истории и государственности, а также российских царях — Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III. Готовятся книги о Петре III и Николае II. К ним примыкают антологии о выдающихся государственных деятелях — М. Кутузове, К. Победоносцеве, П. Столыпине. Опубликованы сборники, посвященные лидерам стран антигитлеровской коалиции — И. Сталину, У. Черчиллю, Ф. Д. Рузвельту и Ш. де Голлю. К юбилею Революции осуществлены издания антологий о ее демиургах — А. Керенском, Л. Троцком и В. Ленине. В 2018 году, к столетию начала Гражданской войны, вышли в свет книги, посвященные политически значимым лидерам Белого движения — А. И. Деникину, П. Н. Врангелю, А. В. Колчаку.
Важным этапом развития «Русского Пути» является переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть выражены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. В последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Осуществлена публикация книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма. Завершена работа по осмыслению отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени. В результате увидели свет пять антологий: «Либерализм: pro et contra», «Национализм: pro et contra», «Социализм: pro et contra», «Анархизм: pro et contra», «Консерватизм: pro et contra». Опубликованы четыре тома, отображающие оценку феномена русской классики. Первый том посвящен Золотому веку, второй — Серебряному, третий — Железному. Четвертый дает представление об отношении к русской классике в мировой культуре. В этом же ряду книги, посвященные переосмыслению ключевых исторических событий начала XX века: «Революция 1917 года: pro et contra» и «Красное и белое: pro et contra», представляющая все разнообразие позиций русской эмиграции по Гражданской войне.
Обозначенные направления работы обычно дополняются созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование таких информационных ресурсов может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Увеличение в составе серии доли книг, посвященных феноменам культуры, способствует достижению этой цели. Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. Поэтому РХГА приглашает к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и духовный смысл.
Научное издание
М. А. Булгаков : PRO ET CONTRA
Личность и творчество М. А. Булгакова
в оценках литературоведов, критиков,
философов, социологов, искусствоведов
Антология
Составитель
Богданова Ольга Владимировна
Директор издательства А. А. Галат
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Корректор С. А. Авдеев
Верстка Т. О. Прокофьевой
Подписано в печать 28.04.2019. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 62,00. Тираж 300 экз.
Зак. № 482
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
Тел.: (812) 310-79-29; факс: (812) 571-30-75
E-mail: books@rhgа.ru. URL: https://www.irhga.ru
Отпечатано «ИП А. М. Коновалов»
на полиграфической базе типографии «Поликона»
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 199
2 комментария
Существует малоизвестная статья, предлагающая и обосновывающая неожиданное прочтение вполне, казалось бы, изученного материала: Б. И. Узелевский. ДОСТОЕВСКИЙ, ГОГОЛЬ и БУЛГАКОВ (издаваемый СПб музеем Достоевского альманах «Достоевский и мировая культура», №18, 2003 г.). Я заинтересован в дискуссии. Полемичность и аргументированная критика приветствуются!
Исследователи РХГА не прошли мимо моей работы, в 2018 г. те страницы из альманаха с моим текстом они отсканировали и поместили на сайте Универсум Достоевского, что само по себе красноречиво. Однако молчание исследователей, и прежде всего булгаковедов, требует объяснений, по-моему…