Л. ван Бетховен: pro et contra

Л. ван Бетховен: pro et contra. Издательство РХГА, 2023Л. ван Бетховен: pro et contra, антология. — 2-е изд., испр. и доп. / Сост., вступ. статья, коммент. Г. В. Ковалевского. — СПб.: РХГА, 2023. — 800 с.
ISBN 978-5-907613-55-3
Антология «Л. ван Бетховен: pro et contra» представляет собрание русскоязычных текстов, посвященных жизни и творчеству великого композитора. Благодаря поддержке русской аристократии имя Бетховена появляется в российском музыкальном пространстве в начале XIX века, а его образ и его сочинения становятся важнейшей частью отечественного культурного обихода вплоть до настоящего времени. В антологии представлены публицистические, художественные и научные тексты, посвященные Бетховену, созданные  на протяжении двух столетий. Среди них — газетные заметки и рецензии, художественная проза, аналитические этюды, а также русские переводы статей выдающихся зарубежных писателей, музыкантов и ученых.
Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей музыкальной культуры.

УДК 78.03
Л 11

Серия «Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырёв (председатель), В. Е. Багно,
А. А. Ермичёв, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, М. А. Маслин,
Р. В. Светлов, В. Ф. Фёдоров

Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырёв

Составитель
Г. В. Ковалевский

На обложке:
Портрет Л. ван Бетховена кисти В. Фассбендера. 1930 г.
На фронтисписе:
Портрет Л. ван Бетховена кисти К. Штилера. 1820 г.

© Ковалевский Г. В., составление, вступ. статья, комментарии, 2023
© Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, 2023
© «Русский Путь», название серии, 1993


Содержание

От издателя . . . . 5
Г. В. Ковалевский
Русский Бетховен: штрихи к портрету гения . . . . 7
I
Личность и творчество Л. ван Бетховена
в рецепции европейских музыкантов и писателей
Э. Т. А. Гофман
Инструментальная музыка Бетховена . . . . 21
Р. Шуман
Карнавальная речь Флорестана…
(сказанная после исполнения последней симфонии Бетховена) . . . . 29
«Христос на Масличной горе»,
Кирие и Глория из «Торжественной мессы» Бетховена . . . . 32
«Ярость по поводу потерянного гроша».
Рондо Бетховена (Посмертное сочинение) . . . . 32
Памятник Бетховену. Четыре высказывания на эту тему . . . . 33
Четыре увертюры к «Фиделио» . . . . 39
Г. Берлиоз
Критический отзыв о симфониях Бетховена <Фрагменты> . . . . 40
Несколько слов о трио и сонатах Бетховена . . . . 62
Ф. Лист
Музыка Бетховена к «Эгмонту» Гёте . . . . 66
Р. Вагнер
Паломничество к Бетховену . . . . 72
«Героическая симфония» Бетховена.
Из программных разъяснений . . . . 91
<Программа Девятой симфонии> . . . . 94
Бетховен <Фрагменты> . . . . 100
Э. Мишотт
Визит Рихарда Вагнера к Россиини <Фрагменты> . . . . 111
М. Граф
Этюд о Бетховене . . . . 115
Р. Роллан
Жизнь Бетховена . . . . 121
Т. Манн
«Доктор Фаустус» <Фрагмент> . . . . 159
II
Образ Л. ван Бетховена и рецепция его произведений
в русск ой публицистике 1804–1917 гг.
Прижизненные упоминания о Бетховене
в русскоязычных газетах и журналах
Санкт-Петербургские ведомости. 6 декабря 1804 г. . . . . 171
Журнал новостей. Январь 1805 г. . . . . 171
Московские ведомости. 6 января 1815 г. . . . . 172
Санкт-Петербургские ведомости. 11 марта 1819 г. . . . . 172
Санкт-Петербургские ведомости. 14 декабря 1820 г. . . . . 172
Отечественные записки. Май 1820 г. . . . . 173
Русский инвалид. 21 ноября 1823 г. . . . . 173
Санкт-Петербургские ведомости. 18 марта 1824 г. . . . . 174
Северная пчела. 5 апреля 1827 г. . . . . 174
Московский телеграф. 1827 г. . . . . 175
В. Ф. Одоевский
Последний квартет Бетховена <Фрагмент> . . . . 176
Беетговен <Фрагмент> . . . . 182
О концерте Филармонического общества,
данном в пользу вдов и сирот, 23 дек. 1831 г. . . . . 183
<К предстоящему исполнению Девятой симфонии Бетховена…>
в концерте Филармонического общества> <Фрагмент> . . . . 184
<О Девятой симфонии в связи с предполагаемым
исполнением в Петербурге> <Фрагмент> . . . . 185
<О Девятой симфонии Бетховена в связи с исполнением
в концерте Филармонического общества 7 марта> . . . . 186
Музыкальные надежды <Фрагмент> . . . . 187
<Об исполнении оратории Бетховена
«Христос на горе Елеонской» 13 марта в Петербурге> . . . . 188
<О предстоящих концертах сезона> <Фрагмент> . . . . 189
Концерты (Прошедшее) <Фрагменты> . . . . 190
Д. Ю. Струйский (Трилунный)
<Об опере «Фиделио» в связи с постановкой ее
в немецком театре в Петербурге> . . . . 192
О музыкальной живописи . . . . 193
Анонимные рецензии 1830-х годов
на страницах «Северной пчелы»
Северная пчела. 23 февраля 1833 г. . . . . 197
Северная пчела. 28 февраля 1833 г. . . . . 198
Северная пчела. 13 марта 1833 г. . . . . 199
Северная пчела. 22 февраля 1839 г. . . . . 200
Ж. Б. А. Карр
Под липами <Фрагмент> . . . . 201
<Без подписи>
Знаменитые современники. Бетховен . . . . 205
Ф.-А.-Ж. Блаз
Некоторые черты характера Бетговена . . . . 221
<Без подписи>
The life of Beethoven, etc. Edited by Ignace Moscheles . . . . 225
(Биография Бетговена, заключающая в себе
его переписку с друзьями, многие характеристические
черты и замечания на его музыкальные произведения;
изданные Игнатием Мошелесом.)
Лондон. Две части. [Рецензия] . . . . 225
Ф. В. Булгарин
<Заметки в «Северной пчеле»>
Журнальная всякая всячина <1> . . . . 242
Заметки, выписки и корреспонденция Ф. Б. . . . . 243
Журнальная всякая всячина <2> . . . . 244
Журнальная всякая всячина <3> . . . . 244
<Без подписи>
Музыкальная хроника
<Разбор музыки и симфоний Бетховена> . . . . 250
<Без подписи>
<Рецензия на книгу В. Ленца «Бетховен и его три стиля»> . . . . 260
А. Д. Улыбышев
Новая биография В. А. Моцарта <Фрагмент> . . . . 268
Бетховен, его критики и толкователи <Фрагменты> . . . . 272
Замечания на книгу Ленца «Beethoven et ses trois styles» . . . . 278
Ростислав <Ф. М. Толстой>
<Фрагменты из газетных публикаций>
Несколько слов о симфониях Бетховена . . . . 284
<Об исполнении Девятой симфонии Бетховена в концерте
Придворной певческой капеллы 23 марта 1856 г.> . . . . 285
Несколько слов о сочинении г-на Улыбышева . . . . 286
Л. Н. Толстой
Что такое искусство? <Фрагменты> . . . . 287
В. В. Стасов
Искусство XIX века <Фрагмент> . . . . 292
Г. А. Ларош
<Девятая
симфония Бетговена> . . . . 297
Новая биография Бетховена . . . . 298
А. В. Оссовский
<Фрагменты из газетных рецензий>
Третье, четвертое и пятое квартетные собрания И.Р.М.О. . . . . 310
Квартетные собрания И.Р.М.О. . . . . 310
<Без подписи>
После Девятой <Фрагмент> . . . . 312
В. Г. Каратыгин
<Фрагменты из газетных рецензий> . . . . 314
Концерты чешского квартета . . . . 314
Первый экстренный концерт Зилоти . . . . 315
В. Г. Вальтер
Об идейном содержании бетховенской музыки (Paul Beker «Bethoven»)
(Paul Bekker «Beethoven») . . . . 318
А. П. Линицкий
9-я симфония Бетховена и ее поэтическая идея
(К исполнению ее в концерте С. Кусевицкого) . . . . 326
В. Е. Чешихин
Композиторы и Революция <Фрагмент> . . . . 331
III
РУССКИЕ И СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
О БЕТХОВЕНЕ
М. И. Глинка
Записки <Фрагменты> . . . . 335
А. Н. Серов
Девятая симфония Бетховена . . . . 336
Девятая симфония Бетховена. Ее склад и смысл
(Из лекций, читанных в кружке неспециалистов) . . . . 345
А. Г. Рубинштейн
Музыка и ее представители <Фрагмент> . . . . 359
П. И. Чайковский
<Из газетных рецензий> <Фрагменты>
<О симфонии № 8 Бетховена F-dur> . . . . 362
<О «Героической симфонии» (№ 3) Бетховена Es-dur> . . . . 363
<Об увертюре «Леонора № 3»> . . . . 364
<О первой симфонии C-dur> . . . . 365
<О квартете № 16 Бетховена F-dur op. 136> . . . . 366
<О симфонии № 2 Бетховена D-dur> . . . . 366
<О симфонии № 7 Бетховена A-dur> . . . . 367
<О Восьмой симфонии Бетховена> . . . . 369
<О четвертой симфонии Бетховена B-dur> . . . . 370
<Из дневников> . . . . 371
<Из писем к Н. Ф. фон Мекк> . . . . 372
Н. Я. Мясковский
Чайковский и Бетховен . . . . 375
А. К. Глазунов
Бетховен как композитор и мыслитель . . . . 383
С. С. Прокофьев
Автобиография <Фрагменты> . . . . 386
Могут ли иссякнуть мелодии <Фрагмент> . . . . 389
Музыка и жизнь <Фрагмент> . . . . 389
И. Ф. Стравинский
Царство истины. (Квартеты Бетховена) . . . . 390
Портрет художника в старости <Фрагмент> . . . . 400
IV
БЕТХОВЕН И СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
<М. Горький>
Горький о Ленине <Фрагмент> . . . . 407
А. В. Луначарский
Бетховен . . . . 408
Еще о Бетховене . . . . 411
Почему нам дорог Бетховен . . . . 412
А. А. Альшванг, В. А. Цуккерман
Любимые музыкальные произведения В. И. Ленина
(«Аппассионата» Бетховена
и Шестая симфония Чайковского
) . . . . 424
Д. И. Заславский
Бетховен наших дней . . . . 432
V
БЕТХОВЕН В СОВЕТСКОМ МУЗЫКОЗНАНИИ
И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
Б. В. Асафьев
Пути в будущее <Фрагменты> . . . . 441
Инструментальное творчество Чайковского . . . . 442
Наследие Бетховена . . . . 444
Музыкальная форма как процесс.
Книга вторая. Интонация <Фрагменты> . . . . 448
М. В. Иванов-Борецкий
Бетховен . . . . 467
К. А. Кузнецов
Бетховен и Сен-Симон . . . . 469
И. И. Соллертинский
«Фиделио» Бетховена . . . . 473
Исторические формы симфонической драматургии . . . . 490
В. Э. Ферман
«Фиделио» Бетховена и русская опера XIX века . . . . 494
Г. Г. Нейгауз
О последних сонатах Бетховена . . . . 510
С. Е. Фейнберг
Бетховен, соната ор. 106 (исполнительский комментарий) . . . . 517
В. Д. Конен
Эпиграф великой симфонии . . . . 531
К проблеме «Бетховен и романтики» . . . . 538
Н. Л. Фишман
«Ни одного дня без строчки…»
(Рассказ о книге эскизов Бетховена) . . . . 559
Бетховенское восприятие сочинений Канта и их реминисценции . . . .  569
А. И. Климовицкий
Некоторые особенности творческой лаборатории Бетховена…
(методологические заметки) . . . . 578
В. П. Бобровский
О самом важном <Фрагменты> . . . . 591
VI
БЕТХОВЕН В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
А. В. Михайлов
Бетховен: преемственность и переосмысления
(конец 1970-х годов) . . . . 595
Н. А. Эскина
Романтик в путах классицизма . . . . 657
Е. А. Рубаха
Замыслы Бетховена . . . . 665
Л. В. Кириллина
Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков… :
Самосознание эпохи и музыкальная практика <Фрагмент> . . . . 678
Бетховен и «Религия искусства» . . . . 699
Комментарии и примечания . . . . 707
Указатель имен . . . . 780



ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках второе, исправленное и дополненное издание антологии «Л. ван Бетховен: pro et contra», посвященное российской рецепции личности и творчества немецкого композитора, пианиста и дирижера Людвига ван Бетховена.
В 2022 году РХГА праздновала 33-летие своей научно-педагогической и просветительской деятельности. Юбилей отметила и являющаяся важным достижением РХГА книжная серия «Русский Путь», число томов которой превысило полуторасотенный рубеж и приближается к двухсотенному. «Русский Путь» открылся в 1994 году антологией о Н. Бердяеве. Плодом исследовательской и издательской работы стали своего рода «малые энциклопедии» о философах, писателях, деятелях науки, искусства и церкви: М. Ломоносове, Н. Карамзине, П. Чаадаеве, А. Пушкине, М. Лермонтове, Ф. Тютчеве, Н. Гоголе, В. Белинском, М. Бакунине, А. Островском, А. Сухово-Кобылине, А. Герцене, М. Салтыкове-Щедрине, Н. Чернышевском, И. Тургеневе, Л. Толстом, К. Леонтьеве, В. Ключевском, Вл. Соловьёве, Н. Некрасове, Ф. Достоевском, Н. Лескове, А. Чехове, В. Розанове, П. Флоренском, В. Эрне, С. Булгакове, И. Ильине, Л. Шестове, М. Горьком, М. Зощенко, М. Булгакове, В. Набокове, Н. Заболоцком, А. Твардовском, Л. Гумилёве, Б. Пастернаке, А. Ахматовой, И. Бродском и др. В числе книг, посвященных деятелям искусства, отметим антологии о М. Глинке, П. Чайковском, Д. Шостаковиче, С. Прокофьеве, С. Эйзенштейне, Е. Бауэре.
Целый ряд книг представляет российскую рефлексию идейного наследия зарубежных мыслителей — Платона, Августина, Данте, Боккаччо, Сервантеса, Макиавелли, Спинозы, Руссо, Вольтера, Дидро, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса, Ницше, Бергсона, Витгенштейна, Хайдеггера, Рассела.
«Русский Путь» изначально задумывался как серия книг не только о мыслителях, но и демиургах отечественной культуры и истории. Увидели свет антологии о творцах российской политической истории и государственности, в частности о царях династии Романовых — Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Подготовлен том о последнем Рюриковиче Иоанне Грозном. К царскому ряду примыкают антологии о выдающихся государственных деятелях — М. Кутузове, К. Победоносцеве, П. Столыпине. Опубликованы сборники, посвященные лидерам стран антигитлеровской коалиции — И. Сталину, У. Черчиллю, Ф. Д. Рузвельту и Ш. де Голлю. К столетию Революции осуществлены издания антологий об А. Ф. Керенском, В. И. Ленине и Л. Д. Троцком. В 2018 году, к 100-летней годовщине начала Гражданской войны, вышли в свет книги о политически значимых лидерах Белого движения — А. И. Деникине, П. Н. Врангеле, А. В. Колчаке. Издания о Н. С. Хрущёве, Л. И. Брежневе и М. С. Горбачёве, дополняя тома, посвященные руководителям Советского государства, в своей совокупности создают панорамное видение советского периода отечественной истории.
Важным этапом развития «Русского Пути» является переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть определены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. В последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Осуществлена публикация книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма. Проведена работа по осмыслению отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени. Увидели свет пять антологий: «Либерализм: pro et contra», «Национализм: pro et contra», «Социализм: pro et contra», «Анархизм: pro et contra», «Консерватизм: pro et contra». Опубликованы четыре тома, отображающие оценку феномена русской классики. Первый том охватывает золотой век, второй — серебряный, третий — железный. Четвертый дает представление об отношении к русской классике в мировой культуре. В этом же ряду книги, посвященные переосмыслению ключевых исторических событий начала XX века: «Революция 1917 года: pro et contra» и «Красное и белое: pro et contra», «Сменовеховство: pro et contra», представляющие все разнообразие позиций русской эмиграции.
За четверть века модель изданий трансформировалась от антологии, включающей классические тексты, к смежному жанру антологии/коллективной монографии, которая содержит тексты современных исследователей, подобранные в стилистике pro et сontra, в том числе написанные специально под проект. Это обусловлено повышением уровня современных дискурсов, действующие исследователи вступают в полемику с классиками зачастую на равных. Обозначенные направления работы обычно дополняются созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование таких информационных ресурсов может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Увеличение в составе серии доли книг, посвященных феноменам культуры, способствует достижению этой цели. Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. РХГА приглашает к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и духовный смысл.



Научное издание

Л. ван Бетховен: PRO ET CONTRA

Личность и творчество Л. ван Бетховена
в оценках современников, композиторов,
писателей, публицистов, ученых-исследователей
прошлого и настоящего

Антология

2-е изд., испр. и доп.

Cоставитель
Георгий Викторович Ковалевский

Директор издательства А. А. Галат
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Корректор Л. В. Бородина
Оператор верстки Т. О. Прокофьева
Дизайнер обложки О. Д. Курта

Подписано в печать 23.06.2023. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 50,00. Тираж 300 экз.
Зак. № 42

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
им. Ф. М. Достоевского
Тел.: (812) 310-79-29, +7 981-699-6595
E-mail: rhgapublisher@gmail.com. URL: https://irhga.ru

Отпечатано в типографии ООО «ИПК БИОНТ»
199026, Санкт-Петербург, Средний пр., д. 86

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.