Тантлевский И. Р. Очерки по философии Спинозы (Essays on the Philosophy of Spinoza)

Тантлевский И. Р. Очерки по философии Спинозы (Essays on the Philosophy of Spinoza). Издательство РХГАТантлевский И. Р.
Очерки по философии Спинозы (Essays on the Philosophy of Spinoza). — СПб.: Издательство РХГА, 2018. — 200 с.
ISBN 978-5-88812-899-2
В первой части книги И. Р. Тантлевский, доктор философских наук, профессор, заведующий Кафедрой еврейской культуры Санкт-Петербургского государственного университета, анализирует ключевые элементы монистическо-панентеистической натурфилософской системы Спинозы, сопоставляя ее с креационистскими и эманационно-эмерджентными космологическими учениями ряда средневековых еврейских мыслителей. Рассматривая становление учения Спинозы о единой Божественной субстанции, И. Р. Тантлевский, в частности, коррелирует его с натурфилософским монизмом Ксенофана Колофонского, как он отражен в трудах античных авторов, прежде всего Аристотеля, Цицерона и Секста Эмпирика. Во второй части книги автор останавливается на сотериологических аспектах философской концепции Спинозы, в том числе рассматривая следующие положения: «Слава» Бога как источник протяженности мира; «Слава» Бога и атрибут мышления; корреляция «Славы» Бога и «славы» человека в перспективе его спасения; мера «доли» души, которая «вечна», и концепция «деятельного ума» в учении Аристотеля и его возможная рецепция Спинозой в контексте раввинистического учения о «доле» человека «в Грядущем мире»; перипатетическая концепция единства «ума (разума), разумеющего и разумеемого» в интерпретации Спинозы; аллегория «скрижали души»; «свобода» как «спасение» души; «слава» как «субстрат»/«носитель» души человека и др.

УДК 1
ББК 87.3
Т18

 

Исследование выполнено за счет гранта
Российского научного фонда, проект №15-18-00062;
Санкт-Петербургский государственный университет

Рецензенты:
Д. В. Шмонин, д.ф.н., проф., проректор Русской христианской
гуманитарной академии;
А. С. Степанова, д.ф.н., проф., Российский государственный
педагогический университет им. А. И. Герцена

© И. Р. Тантлевский, 2018
© Издательство РХГА, 2018


 

Оглавление

Вводное слово автора. С точки зрения Спинозы… .. . . . . 9
Часть I. Deus, sive Natura и Deus, et Natura
в философской системе Спинозы
.. . . . . 19
1. Корреляция понятий Deus, sive substantia и Deus,
sive omnia Dei attributa в философии Спинозы .. . . . . 21
I. Гебраистические основания Универсума .. . . . . 21
II. Тетраграмматон и концепция единой Божественной
субстанции . . . . 29
III. ʾE˘lōhim-Бог и Deus, sive omnia Dei attributa .. . . . . 34
2. Понятие Deus, sive Natura у Спинозы и корреляция
«Божественного» и «природного» в концепции создания
мира Маймонида. «Скрижали» как аллегория мироздания . 39
3. «Природа» (hat.-t.ebaʿ) как «Отпечаток» ʾE˘lōhim-Бога
и Божественный «Престол» (hak-kissēʾ) в учении
Джикатилы.. . . . . 52
4. Deus, sive Natura и Deus, et Natura в концепции Спинозы . 60
5. Теолого-натурфилософский монизм Ксенофана
Колофонского как один из возможных источников
становления монистической концепции Спинозы. . . . . 68
I. Элементы натурфилософского монизма Ксенофана
Колофонского, засвидетельствованные в трудах
Аристотеля, Цицерона и Секста Эмпирика. . . . . 68
II. Сопоставление теолого-натурфилософского монизма
Ксенофана Колофонского с монистической
концепцией Спинозы.. . . . . 78
Часть II. Сотериологические элементы в учении
Спинозы
.. . . . . 91
1. Божественная «Слава» (kābod ) и атрибуты «протяжения»
и «мышления» в учении Спинозы .. . . . . 93
I. «Слава» Бога как источник протяженности мира. . . . . 93
II. «Слава» Бога и атрибут мышления. Сотериологические
аспекты «Славы». . . . . 97
2. Возможная рецепция Спинозой учения Аристотеля о мере
божественной «доли» разумной души, которая «вечна» . 109
I. «Доля» (pars) души человека, которая «вечна»,
в части V «Этики» Спинозы. Раввинистическое
учение о «доле» человека «в Грядущем мире». . . . . 109
II. Идея «преэкзистенции» души и ее «посттелесной»
самоидентичности в части V «Этики» Спинозы .. . . 113
III. Божественная «доля» (meros) души человека,
которая «вечна», в учении Аристотеля. «Ум, который
становится всем», и «ум, все производящий» . . . . 118
IV. «Сотериологические» аспекты учения Аристотеля
и некоторые особенности его этической доктрины.. . 134
V. Перипатетическая концепция единства «ума (разума),
разумеющего и разумеемого» в интерпретации
Спинозы. . . . . 140
3. Как обрести «спасение» души… .. . . . . 148
I. «Скрижаль души» как аллегория «приобретенного
ума». «Пропорции» спасения. Душа человека
как «часть бесконечного ума Бога» . . . . 148
II. «Свобода» как «спасение» души. . . . . 153
III. «Слава» как «субстрат»/»носитель» души разумного
человека, «обеспечивающий» ее вечное функционирование
в мире модусов атрибутов мышления
и протяжения .. . . . . 154
Вместо заключения. Молитва «Шема, Йисраʾ эл!» и учение
Спинозы об Amor Dei intellectualis.. . . . . 161
Ссылки на первоисточники.. . . . . 165
Ссылки на сочинения Спинозы.. . . . . 181
Цитируемые издания. . . . . 186
Сочинения Спинозы . . . . 186
Источники на древнегреческом, латинском, иврите
и арабском. . . . . 186
Источники в переводах на современные европейские языки
и иврит и цитируемые исследовательские работы. . . . 187
Оглавление на английском языке .. . . . . 197

Contents

Introductory Word of the Author: From Spinoza’s Point of View… . . . 9
Part I. Deus, sive Natura and Deus, et Natura
in the Philosophical System of Spinoza . . . .
19
1. Correlation of the Concepts of Deus, sive substantia and Deus,
sive omnia Dei attributa
in Spinoza’s Philosophy .. . . . . 21
I. The Hebraistic Foundations of the Universe. . . . . 21
II. Tetragrammaton and the Concept of the Single Divine
Substantia.. . . . . 29
III. ʾE˘lōhim-God and Deus, sive omnia Dei attributa.. . . . . 34
2. The Concept of Deus, sive Natura in Spinoza’s Teaching
and the Correlation of the “Divine” and “Natural”
in Maimonides’s Doctrine of the World’s Formation.
The “Tables of the Covenant” as an Allegory of the Universe .39
3. The “Nature” (hat.-t.ebaʿ ) as the “Imprint” of ʾE˘lōhim-God
and the Divine “Throne” (hak-kissēʿ ) in Gikatilla’s Teaching . 52
4. Deus, sive Natura and Deus, et Natura in Spinoza’s Conception .60
5. Theological-Natural Philosophic Monism of Xenophanes
of Colophon as One of Possible Sources of the Formation
of the Monistic Spinoza’s Conception.. . . . . 68
I. Elements of the Natural Philosophic Monism
of Xenophanes of Colophon, Attested in the Writings
of Aristotle, Cicero and Sextus Empiricus .. . . . . 68
II. Comparison of the Theological-Natural Philosophic
Monism of Xenophanes of Colophon with the Monistic
Conception of Spinoza.. . . . . 78
Part II. Soteriological Elements in the Doctrine of Spinoza. . . 91
1. Divine “Glory” (kābod) and the Attributes of “Extension”
and “Cogitation” in Spinoza’s Doctrine. . . . . 93
I. God’s “Glory” as the Source of the Extension of the World .93
II. God’s “Glory” and the Attribute of Cogitation.
Soteriological Aspects of “Glory”. . . . . 97
2. Possible Reception by Spinoza of Aristotle’s Doctrine
of the Measure of Divine “Portion” of the Rational Soul,
Which is “Eternal”. . . . . 109
I. The “Part” (pars) of the Human Soul, Which is “Eternal”,
in Spinoza’s “Ethics”, V.
Rabbinical Doctrine of Man’s “Share”
in the “World-to-Come”.. . . . . 109
II. The Idea of the “Pre-existence of the Soul”
and Its “Post-corporeal” Self-identity in Part V
of Spinoza’s “Ethics”. . . . . 113
III. The Divine “Portion” (meros) of the Human Soul,
Which is “Eternal”, in the Teaching of Aristotle.
“The Mind that Becomes Everything”, and “the Mind
that Produces Everything”.. . . . . 118
IV. “Soteriological” Aspects of Aristotle’s Teaching
and Some Peculiarities of His Ethical Doctrine . . . . 134
V. Peripatetic Conception of the Unity of Intellectus,
Intelligens and Intelligibile in Spinoza’s Interpretation. . . 140
3. How to Find the “Salvation” of the Soul?.. .. . . . . 148
I. The “Table of the Soul” as an Allegory of the “Acquired
Intellect”. Proportions of “Salvation”. The Soul of Man
as а “Part of the Infinite Mind of God”. . . . . 148
II. “Freedom” as the “Salvation” of the Soul. . . . . 153
III. “Glory” as a “Substratum”/ “Bearer” of the Soul
of an Intelligent Person, “Ensuring” its Eternal Functioning
in the World of the Modi of Attributes of Cognition
and Extension .. . . . . 154
Instead of Conclusion. The Prayer “Shema, Israel!” and Spinoza’s
Doctrine of Amor Dei intellectualis .. . . . . 161
Index of References to the Primary Sources . . . . 165
Index of References to the works of Spinoza .. . . . . 181
Quoted Publications.. . . . . 186
Works of Spinoza. . . . . 186
Sources in Ancient Greek, Latin, Hebrew and Arabic . . . . 186
Sources in Translations into Modern European Languages
and Hebrew, and Cited Research Works .. . . . . 187


 

Научное издание

Тантлевский Игорь Романович

ОЧЕРКИ
ПО ФИЛОСОФИИ СПИНОЗЫ

Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Корректор А. А. Борисенкова
Верстка О. В. Шакиров
Дизайн обложки О. Д. Курта

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15,
Издательство Русской христианской гуманитарной академии.
Тел.: (812) 310-79-29, +7 (981) 699-65-95
E-mail: rhgapublisher@gmail.com
https://irhga.ru

Подписано в печать 01.07.2018. Формат издания 60 × 90 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Octava. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 12,5. Заказ № 121

Отпечатано в типографии «Литография Принт»
191119 Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д. 8

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.