Евлампиев И. И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. М. Достоевского

Евлампиев И. И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. М. Достоевского. Издательство РХГАЕвлампиев И. И.
Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. М. Достоевского. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во РХГА, 2021. — 600 с.
ISBN 978-5-907505-01-8
В монографии рассматривается художественная интерпретация образа Иисуса Христа в творчестве Ф. М. Достоевского, прежде всего в его пяти больших романах. Уже в ранних произведениях писатель приходит к пониманию Христа как человека, который наиболее полно реализует в себе божественную сущность, свойственную всем людям, и предстает как высшая личность, способная оказывать мистическое воздействие на земную действительность. Религиозное основание для такого представления о Христе Достоевский нашел в гностическом христианстве, базирующемся на принципе сущностного тождества Бога и человека. Главные герои романов «Преступление и наказание» и «Идиот» могут быть поняты как символические «двойники» Христа в его гностической версии: они вступают в борьбу с законами земного мира, созданного злым Демиургом, и несмотря на то что терпят неудачу в этой борьбе, открывают людям путь, на котором они смогут достичь спасения, смогут мистически преобразовать земной мир к состоянию божественного совершенства. Своеобразная интерпретация христианства и образа Христа в произведениях Достоевского стала важным фактором развития русской и европейской культуры.
Книга предназначена всем, кто интересуется творчеством Достоевского и его влиянием на философию и культуру конца XIX — ХХ века.

ББК 83.3(2=411.2)52-8,4Достоевский Ф.М.+86.37-3,81
Е17

Книга подготовлена в рамках исследовательского проекта РФФИ № 18-011-90003 «Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. Достоевского и в русской и европейской философии и литературе XIX — начала ХХ века»

Участники проекта:
Евлампиев Игорь Иванович — Санкт-Петербургский государственный университет;
Матвеева Инга Юрьевна — Российский государственный институт сценических
искусств (Санкт-Петербург);
Куприянов Виктор Александрович — Санкт-Петербургский филиал Института
истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Российской академии наук

В оформлении обложки использованы фрагмент иконы «София
Премудрость Божия» (Новгородская; современное исполнение)
и картина Тициана «Оплакивание Христа (Пьета)» (1576)

© И. И. Евлампиев, 2021
© Издательство РХГА, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . 5
Глава 1. Этапы понимания образа Христа: от мечтателя к мистику . . . . 13
1.1. Тип мечтателя и его разновидности: мечтатель-романтик и мечтатель-эгоист . . . . 13
1.2. Мечтатель-альтруист и его трагедия . . . . 22
1.3. Превращение мечтателя в мистика . . . . 28
1.4. Мечтатель-мистик в его действии на мир . . . . 43
1.5. Повесть «Хозяйка» и становление философского мировоззрения Достоевского . . . . 52
1.6. Преображение героя. Путь Иисуса Христа . . . . 61
1.7. Символический план повести «Хозяйка». История падшей Софии . . . . 76
1.8. «Село Степанчиково и его обитатели»: загадка высшей личности . . . . 104
1.9. «Записки из подполья»: противоречивость человеческой сущности . . . . 124
Глава 2. «Преступление и наказание»: мистический роман о рождении Спасителя в мире злого Демиурга . . . . 144
2.1. Истинное христианство и его значение . . . . 144
2.2. Гностический миф о творении мира злым Богом-Демиургом и «падении» Софии . . . . 150
2.3. Законы злого мира и неизбежность преступления. «Теория» Раскольникова . . . . 159
2.4. Покушение на основания мира зла . . . . 178
2.5. Встреча с Софией и начало пути спасения . . . . 189
2.6. Признание Спасителя . . . . 200
2.7. «Власть имеющий» . . . . 224
2.8. Путь мистического преображения . . . . 239
2.9. Свидригайлов . . . . 253
2.10. Последние сомнения и окончательное решение . . . . 273
2.11. Вознесение и надежда на будущее . . . . 279
Глава 3. Философия истории и проблема бессмертия (два рукописных фрагмента 1864 г.) . . . . 286
3.1. Историческая концепция И. Г. Фихте как источник философии истории Достоевского . . . . 288
3.2. Концепция общества и истории П. Я. Чаадаева . . . . 293
3.3. Философия истории в рукописных фрагментах 1864 г. . . 306
3.4. Мистическое преображение человечества в конце истории . 312
3.5. Загадка воскресения Иисуса Христа . . . . 322
3.6. Генезис мировой души в немецкой натурфилософии первой половины XIX века (Шеллинг и его последователи) . . . . 327
3.7. Бессмертие как жизнь в человечестве (Г. Т. Фехнер и Достоевский) . . . . 339
3.8. Бессмертие как бесконечная последовательность жизней . 348
Глава 4. Роман «Идиот»: Христос как идеал любовных отношений людей и как символ истинного бессмертия . . . . 363
4.1. Князь Мышкин и идеал Христа . . . . 363
4.2. Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна: два лика любви и выбор женщины . . . . 376
4.3. Сущность женщины и смысл идеального супружества в гностическом христианстве . . . . 388
4.4. «Мир спасет красота»: какая красота спасет мир? . . . . 402
4.5. Смертная казнь и проблема бессмертия . . . . 416
4.6. Образ мертвого Христа и проблема подлинной веры . . . . 424
4.7. Образ мертвого Христа и смысл воскресения . . . . 429
4.8. Живописные источники образа мертвого Христа . . . . 446
4.9. Ужас бессмертия и возможность его преодоления . . . . 457
Глава 5. Идущие по пути Христа (герои романов «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы») . . . . 467
5.1. Кириллов: «новый Христос» и его понимание бессмертия . 467
5.2. Ставрогин: трагедия «неудавшегося» Христа . . . . 487
5.3. Роман «Подросток» и полемика Достоевского с Л. Н. Толстым . . . . 494
5.4. Версилов и два образа Христа . . . . 506
5.5. Иван Карамазов и его сомнения . . . . 522
5.6. Поэма об искушениях Христа и о подлинном бессмертии . 529
5.7. Христос как символ радости . . . . 548
Литература . . . . 555
Приложение
И. Ю. Матвеева. Образ Иисуса Христа в русской живописи XIX века . . . . 560


Научное издание

Евлампиев Игорь Иванович
ОБРАЗ ИИСУСА ХРИСТА
В ФИЛОСОФСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Второе издание

Директор издательства А. А. Галат
Корректор А. А. Филимонова
Технический редактор Д. В. Лаптухина
Дизайн обложки О. Д. Курта

Подписано в печать 01.09.2021. Формат 60 × 90 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 37,5. Заказ № 901

Издательство Русской христианской гуманитарной академии
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Тел.: (812) 310-79-29, +7 (981) 699-65-95
E-mail: rhgapublisher@gmail.com, https://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Поликона» (ИП А. М. Коновалов)
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134

4 комментария

Перейти полю для комментария

  1. Странный сайт, как можно заказать книгу, не зная её цены?

    1. Это информационный сайт издательства, а не магазин. Розничной торговлей мы не занимаемся, но наш представитель, указанный в разделе «Контакты», ответит на ваши вопросы о возможности приобретения.

  2. Я в высшей степени изумлён! Книги Евлампиева в РХГА, как так?
    Он же огульный гностик, всё, что можно, подтягивает под «первоначальный гнозис».
    Удивили

    1. Позиция автора, вероятно, не обязательно должна совпадать с позицией издательства (если таковая имеется)? Книги И.И. Евлампиева отвечают главным критериям: являются научными (что подтверждается рецензиями и поддержкой РГНФ и РФФИ) и относятся к гуманитарной сфере. Полемичность же приветствуется (с учетом указанных критериев).

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.