Карабыков А. В. Грёза Ренессанса: Язык Адама в европейской культуре XV– XVII веков

Карабыков А. В. Грёза ренессанса: Язык Адама в европейской культуре XV– XVII веков. Издательство РХГАКарабыков А. В.
Грёза Ренессанса: Язык Адама в европейской культуре XV–XVII веков. — 2-е изд. — СПб.: Издательский дом РХГА, 2022. — 215 с. : ил.
ISBN 978-5-907505-68-1
Монография А. В. Карабыкова посвящена анализу идеи адамического языка и проекта его воссоздания, который получил развитие в европейской культуре раннего Нового времени. Автор исследует особенности ренессансного мировоззрения, определившие характер этого проекта, и рассматривает дополнительные факторы, связанные с толкованием тех мест Книги Бытия, что имеют отношение к данной теме. При этом главным предметом изучения служат стратегии обретения изначального языка и варианты их взаимодействия друг с другом. На основе широкого круга источников, включающего философские, эзотерические, естественнонаучные, историко-филологические и лингвистические трактаты, автор прослеживает диалектику адамического проекта,
проявившуюся в подъёме, смене и исчезновении указанных стратегий. Издание адресовано философам, историкам, филологам, культурологам, а также всем интересующимся интеллектуальной историей и духовной культурой Запада.

УДК 11+ 215
ББК 87.25
К21

A. V. Karabykov’s monograph is devoted to the analysis of the idea of the Adamic language and the project of its recuperation, which was developed in the early modern European culture. The author explores the features of the Renaissance worldview that determined the nature of the project, and considers additional factors related to the interpretation of those passages of the Book of Genesis that are relevant to the topic. At the same time, the main subject of the study is the strategies for acquiring the primordial language and the variants of their interaction with each other. Based on a wide range of sources, including philosophical, esoteric, naturalphilosophic, historical-philological and linguistic treatises, the author retraces the dialectic of the Adamicist project, manifested in the rise, change and extinction of those strategies. The publication is addressed to philosophers, cultural scientists, historians, philologists, as well as all those interested in the intellectual history and spiritual culture of the West.

 

Рецензенты:
Н. Н. Трубникова, доктор философских наук, профессор
П. Г. Носачев, доктор философских наук, профессор

© А. В. Карабыков, 2022
© ЧОУ РХГА, 2022

 


Содержание

Предисловие. . . . . 5
ВВЕДЕНИЕ. . . . . 7
Проблема и цель исследования . . . . 7
Ключевые черты ренессансного мировоззрения. . . . . 10
Голоса и знаки природы. . . . . 13
Вариации на тему Священной истории. . . . . 19
Обзор стратегий воссоздания. . . . . 22
Итоги. . . . . 32
I. ОБОСНОВАТЬ
1.1. ИВРИТ .. . . . . 35
Основы ренессансного каббализма. . . . . 36
Восхождение и закат метафизики иврита. . . . . 41
Дегебраизация каббализма . . . . 44
Итоги. . . . . 50
1.2. ЕГИПЕТСКАЯ ИЕРОГЛИФИКА . . . . 52
Образ Египта и миф о Гермесе. . . . . 53
Превознесение письменности. . . . . 58
Ренессансно-неоплатоническая идея символа.. . . . . 64
Эмблематический пансемиотизм и закат ренессансной египтологии.. . . . 69
Итоги. . . . . 72
II. НАЙТИ
2.1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ. . . . . 75
Обзор второй стратегии . . . . 77
Проблема адамичности иврита в гебраизме. . . . . 80
Образ построения националистских теорий. . . . . 83
«Сильная» версия национализма: Горопий Бекан. . . . . 89
Система «слабых» националистских форм. . . . . 92
Концепция Ричарда Верстегана. . . . . 95
Мистическая этимология Якоба Бёме . . . . 99
Метод Бёме. . . . . 106
Итоги. . . . . 111
2.2. SIGNATURA RERUM. . . . . 114
Культурный контекст. . . . . 115
Адам-парацельсианец . . . . 117
Kunst signata. . . . . 124
Альтернативы и продолжения. . . . . 129
Программа Уэбстера. . . . . 133
Итоги. . . . . 136
III. ПРИНЯТЬ
3.1. «РАДИКАЛЬНЫЕ ИСТИНЫ» ДЖОНА ДИ. . . . . 139
Кристалломантия: техника и культурный статус. . . . . 140
Казус Ди: причины интеллектуального поворота. . . . . 143
«Lingua Angelica, vel Adamica». . . . . 149
Адамический миф по версии духов. . . . . 154
Итоги. . . . . 160
IV. СОЗДАТЬ
4.1. ФИЛОСОФСКИЙ ЯЗЫК. . . . . 164
Шаг первый: от скорописи к всеобщей письменности. . . . . 166
Роль культурного фона. . . . . 170
Шаг второй: от всеобщей к реальной письменности. . . . . 175
Идолы площади. . . . . 181
Построение новой системы . . . . 185
Тайнопись природы. . . . . 192
Итоги. . . . . 202
Заключение . . . . . 206
Указатель имён. . . . . 211
Приложение: схемы стратегий. . . . . 214


Научное издание

Карабыков
Антон Владимирович

ГРЁЗА РЕНЕССАНСА:
Язык Адама в европейской культуре XV–XVII веков

Второе издание

Директор издательства А. А. Галат
Корректор А. А. Филимонова
Верстка О. В. Шакиров
Дизайн обложки О. Д. Курта

Подписано в печать 28.02.2022.
Формат 60×90 1/16. Бум. офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,5.
Зак. № 230

Издательский дом
Русской христианской гуманитарной академии
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Тел.: (812) 310-79-29; +7(981)699–6595;
e-mail: rhgapublisher@gmail.com
http://irhgа.ru

Отпечатано в типографии «Поликона» (ИП А. М. Коновалов)
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134

 

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.