Лащенко С. К.
Глинка, которого мы не знали. — СПб.: РХГА, 2022. — 254 с.
ISBN 978-5-907505-33-9
Книга посвящена анализу истории рецепции личности и наследия М. И. Глинки его современниками и потомками. Во главу угла ставятся неизвестные ранее аспекты понимания и интерпретации многогранной деятельности композитора, реализовавшего себя не только в музыкальной, но и в издательской, антрепренерской и писательской практике. Осмысление характера удач, сопровождавших культурные инициативы М. И. Глинки, и неудач, неоднократно встречавшихся на его пути, позволяет не только шире и глубже понять сделанное композитором для русской музыки, но и во многом изменить взгляд на феномен композитора в отечественной культуре первой половины XIX века.
УДК 78
ББК 85.313(0)
Л32
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта № 19-012-00277 «М. И. Глинка: pro et contra. Личность и художественное наследие Глинки в контексте рецепции и интерпретации»
Рецензенты:
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна, доктор искусствоведения, ведущий
научный сотрудник (Москва, Государственный институт искусствознания,
ученый секретарь Сектора истории музыки);
Сусидко Ирина Петровна, доктор искусствоведения, профессор (Москва,
Российская Академия музыки им. Гнесиных, зав. кафедрой аналитического
музыкознания);
Новоселова Евгения Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент (Москва,
Российский национальный музей музыки, советник генерального директора
по научно-просветительской деятельности)
© Лащенко С. К., 2022
© Русская христианская гуманитарная академия, 2022
Содержание
Введение . . . . 3
Часть I
1. Глинка как издатель
«Лирический альбом на 1829 год» . . . . 13
От Альбома к Собранию . . . . 36
В свободном плавании . . . . 54
Глинка vs Стелловский, Стелловский vs Глинка . . . . 61
На подступах к музыкальной периодике . . . . 81
2. Глинка как импресарио
Первые опыты . . . . 88
Педагог, наставник, организатор . . . . 91
Казус Иванова . . . . 91
С. С. Гулак-Артемовский — глинкинский протеже. . . . . 95
Успех . . . . 100
В поисках путей самопрезентации . . . . 106
Франция . . . . 106
Испания . . . . 135
Россия . . . . 138
Германия . . . . 145
Часть II
Глинка как литератор
Поэт . . . . 155
«Альсанд» . . . . 155
Романсы и песни . . . . 163
Либреттист . . . . 167
«Жизнь за царя» . . . . 167
«Руслан и Людмила» . . . . 175
Прозаик . . . . 188
«Воспоминания об И. Я. Колмакове» . . . . 188
Записки М. И. Глинки . . . . 200
1. Хронология создания. Краткое описание рукописи.
Первые публикации . . . . 200
2. «Советчики» и «наблюдатели» . . . . 207
3. Общая характеристика . . . . 210
4. Редакторы и редактура . . . . 230
Заключение . . . . 240
Список литературы . . . .243
Научное издание
Светлана Константиновна Лащенко
Глинка, которого мы не знали
Директор издательства А. А. Галат
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Корректор С. А. Авдеев
Верстка О. М. Кукушкиной, Е. В. Владимировой
Подписано в печать 14.12.2021. Формат 60 × 90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 16,00. Тираж 300 экз.
Зак. № 1283
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
Тел.: (812) 310-79-29; факс: (812) 571-30-75
E-mail: books@rhgа.ru. URL: https://irhga.ru
Отпечатано в типографии «Поликона» (ИП А. М. Коновалов)
190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134
Свежие комментарии