Максим Горький: pro et contra, антология. Современный дискурс

Максим Горький: pro et contra, антология. Современный дискурс. Издательство РХГАМаксим Горький: pro et contra, антология. Современный дискурс / Составители: О. В. Богданова, В. Т. Захарова, Л. А. Спиридонова, М. Г. Уртминцева. — СПб. : РХГА, 2018. — 880 с. — (Русский Путь).
ISBN 978-5-88812-818-3
Антология представляет собой обширный и емкий свод научного материала, созданный на основе исследования художественного творчества выдающегося русского классика ХХ века; систематизирует историю отношений к творчеству Горького в России и за рубежом вплоть до современности, выступая репрезентативным зеркалом трансформаций отечественной культуры. Книга подводит итоги отечественного и зарубежного горьковедения за более чем столетний период, помогая сформировать целостное представление об отношении к личности и наследию Горького в отечественной и мировой культуре.
Издание адресовано как специалистам, так и самому широкому кругу читателей.

УДК 821.161.1
М17

Серия «Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырев (председатель), В. Е. Багно, С. А. Гончаров,
А. А. Грякалов, А. А. Ермичев, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, М. А. Маслин, Р. В. Светлов,
В. Ф. Федоров, С. С. Хоружий

Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырев

Составители:
О. В. Богданова, В. Т. Захарова,
Л. А. Спиридонова, М. Г. Уртминцева

Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований
по проекту № 18-112-10004,  не подлежит продаже

На фронтисписе:
А. М. Горький. Фото 1930-х годов

© Богданова О. В., составление, 2018
© Захарова В. Т., составление, 2018
© Спиридонова Л. А., составление, 2018
© Уртминцева М. Г., составление, 2018
© Русская христианская гуманитарная академия, 2018
© «Русский Путь», название серии, 1993


 

Содержание

От издателя . . . . 5
I
Л. А. Спиридонова
Творчество Горького
и возникновение социалистического реализма . . . . 9
Тайна смерти Горького . . . . 16
II
Б. А. Бялик
Судьба Максима Горького . . . . 29
А. И. Овчаренко
О «Несвоевременных мыслях» М. Горького . . . . 39
И. К. Кузьмичев
В художественном мире Максима Горького . . . . 47
III
М. С. Агурский
Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) . . . . 59
Е. И. Конюшенко
Горький миф ХХ века
(заметки и размышления о Максиме Горьком) . . . . 90
Т. И. Дубинская-Джалилова
Великий гуманист
(По материалам переписки М. Горького и И. В. Сталина) . . . . 124
М. Никё
«Психофизическая» утопия М. Горького: энергетизм
как научно-философская составляющая Серебряного века . . . . 159
А. Л. Семёнова
Влияние эмпириомонистических идей А. Богданова на М. Горького . .  173
М. И. Михайлов
Максим Горький и символизм в контексте проблемы гуманизма . . . . 204
С. Н. Тяпков
Русские символисты в пародиях М. Горького . . . . 209
П. В. Куприяновский
К истории отношений Горького и Бальмонта . . . . 214
В. А. Туниманов
Полемика Л. Андреева со статьями М. Горького…
«О “карамазовщине”» и «Еще о “карамазовщине”» . . . . 227
М. Ф. Пьяных
М. Горький и суд над Достоевским
в советской литературе 30-х годов (проблема трагического) . . . . 248
Н. Н. Примочкина
М. Горький и Д. Бурлюк: история литературных отношений . . . . 256
В. П. Троицкий
О борьбе с природой и еще кое о чем
(к истории одной публикации М. Горького) . . . . 270
Т. Т. Давыдова
М. Горький и Е. Замятин: к проблеме литературных связей . . . . 283
Ю. А. Изумрудов
Горький и Клычков . . . . 291
Л. В. Суматохина
Максим Горький и Вячеслав Шишков о русском крестьянстве
(к вопросу о личных и творческих
отношениях писателей в 1920-е годы) . . . . 315
А. А. Фокин
И. Сургучев и М. Горький : проблема взаимоотношений писателей
сквозь призму православного литературоведения . . . . 329
М. Л. Уральский
Троцкие о Горьком . . . . 343
М. Геллер
М. Горький и лагеря . . . . 365
IV
М. П. Шустов
Истоки горьковского стиля
(на примере анализа рассказа «Макар Чудра») . . . . 379
С. И. Кормилов
Мифопоэтика в «Старухе Изергиль» . . . . 394
О. В. Богданова
Герои-двойники в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» . . . . 416
В. Т. Захарова
Поэтика времени в дооктябрьской прозе М. Горького . . . . 434
И. С. Урюпин
Новозаветный текст в рассказе М. Горького «Дело с застежками» :
к вопросу о христианском гуманизме в творчестве писателя . . . . 448
Л. К. Долгополов
М. Горький и проблема «Детей солнца» (1900-е гг.) . . . . 454
О. С. Крюкова
Ольфакторий в трилогии М. Горького «Детство» . . . . 485
Н. Н. Примочкина
Художественные искания М. Горького начала 1920-х гг.
(рассказ «О тараканах») . . . . 495
В. С. Воронин
Абсурд и фантазия в этнокультурном взаимодействии
в ранних рассказах М. Горького . . . . 510
И. А. Бочарова
К истории создания второй редакции
очерка М. Горького «В. И. Ленин» . . . . 517
V
Г. Д. Гачев
Что есть истина? Прение о правде и лжи в «На дне» М. Горького . . . . 535
О. В. Богданова
Истоки «нового гуманизма» в пьесе М. Горького «На дне» . . . . 555
О. В. Шуган
«Золотой сон» и нирвана:
отражение буддийских идей в пьесе М. Горького «На дне» . . . . 589
В. А. Ханов
Аллюзии инфернального в создании образа ночлежки
в драме М. Горького «На дне» . . . . 607
М. И. Михайлов
Человек и его бытие в пьесе М. Горького «На дне»
как философская проблема . . . . 614
М. Ю. Любимова
О законе художественной экономии, фабуле и новых концах…:
Е. Замятин — сценарист французского фильма «На дне» . . . . 619
VI
С. В. Касторский
К творческой истории повести М. Горького «Сын» . . . . 633
Г. А. Митин
Евангелие от Максима . . . . 637
В. Е. Кайгородова
Новый человек и вечные ценности
в повестях М. Горького 1900-х годов . . . . 658
А. Д. Синявский
Роман М. Горького «Мать» как ранний образец
социалистического реализма . . . . 667
И. А. Есаулов
У истоков трансформации пасхального начала : жертва и жертвенность
в повести М. Горького «Мать» в контексте его творчества . . . . 676
Е. И. Маркова
Креститель Руси Егорий и повесть М. Горького «Мать» . . . . 694
А. Т. Липатов
Поэтика повести М. Горького «Мать»
в ее образном семантико-стилистическом выражении . . . . 704
VII
Л. К. Оляндэр
Горьковская художественно-философская модель русской жизни
в романе «Жизнь Клима Самгина» . . . . 719
Е. Р. Матевосян
«Жертвоприношение Авраама» как философский символ
российской истории в «Жизни Клима Самгина» М. Горького . . . . 729
B. C. Воронин
Фантазия и абсурд хронологического сдвига
в «Жизни Клима Самгина» . . . . 739
А. М. Эткинд
Горький и Безбедов:
подтекст «Серебряного голубя» в «Климе Самгине» . . . . 747
В. Т. Захарова
Импрессионистический психологизм
в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» . . . . 777
М. Никё
Экфрасис в «Жизни Клима Самгина» М. Горького . . . . 790
Т. Р. Гавриш
Повесть или роман? (К вопросу о жанре «Жизни Клима Самгина») . .  795
В. С. Воронин
Философия истории и многозначная логика
в последних романах М. Горького . . . . 805
VIII
В. А. Пьецух
Горький Горький . . . . 819
Е. А. Добренко
Горький и другие (рец. на кн.: Басинский П. Горький. М., 2005) . . . . 828
М. Г. Уртминцева
Переписка М. Горького и М. Будберг:
комментарий к фильму С. Митина «Плен страсти» (2010) . . . . 842
Сведения об авторах . . . . 850
Указатель имен . . . . 861


От издателя

 

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках книгу из серии «Русский Путь» «Максим Горький: pro et contra». Это уже второй том серии, посвященный Алексею Максимовичу Горькому. Первый том вышел в 1997 г. и вызвал большой интерес как у специалистов, так и у широкого круга читателей.
«Русский Путь» открылся в 1994 году антологией о Н. А. Бердяеве. В результате четвертьвековой исследовательской и издательской работы перед читателями предстали своего рода «малые энциклопедии» о М. Ломоносове, Н. Карамзине, П. Чаадаеве, А. Пушкине, М. Лермонтове, Ф. Тютчеве, Н. Гоголе, В. Белинском, М. Бакунине, А. Сухово-Кобылине, А. Герцене, М. Салтыкове-Щедрине, Н. Чернышевском, Л. Толстом, К. Леонтьеве, В. Ключевском, Вл. Соловьеве, В. Розанове, Н. Лескове, А. Чехове, А. Блоке, П. Флоренском, В. Эрне, С. Булгакове, И. Ильине, М. Зощенко, С. Эйзенштейне, В. Набокове, Н. Заболоцком, Д. Шостаковиче, А. Твардовском, Л. Гумилеве, Л. Шестове, В. Хлебникове и других персонах.
Ряд книг посвящены российской рефлексии идейного наследия зарубежных мыслителей — Платона, Августина, Данте, Боккаччо, Сервантеса, Макиавелли, Спинозы, Руссо, Вольтера, Дидро, Канта, Шеллинга, Ницше, Бергсона, в планах академии издание книг о Гегеле, Марксе, Фрейде, Хайдеггере, Витгенштейне.
«Русский Путь» изначально задумывался как серия книг не только о мыслителях, но и демиургах отечественной культуры и истории. Увидели свет антологии о творцах российской политической истории и государственности, а также российских царях — Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III. Готовятся книги о Петре III и Николае II. К ним примыкают антологии о выдающихся государственных деятелях — М. Кутузове, К. Победоносцеве, П. Столыпине. Опубликованы сборники, посвященные лидерам стран антигитлеровской коалиции — И. Сталину, У. Черчиллю, Ф. Д. Рузвельту и Ш. де Голлю. К юбилею Революции осуществлены издания антологий о ее демиургах — А. Керенском, Л. Троцком и В. Ленине. В 2018 году, к столетию начала Гражданской войны должны увидеть свет книги, посвященные политически значимым лидерам Белого движения — А. И. Деникину, П. Н. Врангелю, А. В. Колчаку.
Важным этапом развития «Русского Пути» является переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть выражены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. В последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Осуществлена публикация книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма. Завершена работа по осмыслению отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени. В результате увидели свет пять антологий: «Либерализм: pro et contra», «Национализм: pro et contra», «Социализм: pro et contra», «Анархизм: pro et contra», «Консерватизм: pro et contra». Опубликованы четыре тома, отображающие оценку феномена русской классики. Первый том посвящен Золотому веку, второй — Серебряному, третий — Железному. Четвертый дает представление об отношении к русской классике в мировой культуре.
Обозначенные направления работы обычно дополняются созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование таких информационных ресурсов может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Увеличение в составе серии доли книг, посвященных феноменам культуры, способствует достижению этой цели. Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. Поэтому РХГА приглашает к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и духовный смысл.

 



Научное издание

МАКСИМ ГОРЬКИЙ: PRO ET CONTRA
Современный дискурс
Антология

Составители:
Ольга Владимировна Богданова,
Виктория Трофимовна Захарова,
Лидия Алексеевна Спиридонова,
Марина Генриховна Уртминцева

Директор издательства А. А. Галат
Заведующий редакцией В. Н. Подгорбунских
Корректор С. А. Авдеев
Верстка Т. О. Прокофьевой

Подписано в печать 17.09.2018. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 55,00. Тираж 300 экз.
Зак. № 212

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
Тел.: (812) 310-79-29; факс: (812) 571-30-75
E-mail: editor@rhgа.ru. URL: http://www.rhga.ru

Отпечатано в типографии «Литография Принт»
191119, г. Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д. 8

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.