Буддизм: pro et contra, антология

Буддизм: pro et contra, антология. Издательство РХГАБуддизм: pro et contra, антология / Сост., вступ. статья, комментарии С. В. Пахомова, сост. указателя С. В. Пахомов, С. Н. Пахомова, отв. ред. Р. В. Светлов. — СПб.: РХГА, 2017. — 920 с. — (Русский Путь).
ISBN 978-5-88812-883-1
Предлагаемый читателю том представляет собой антологию, включающую около сорока различных произведений, связанных с темой буддизма в России. Среди этих произведений — научные статьи и фрагменты монографий, юридические документы, проповеди, философские труды, художественные рассказы и эссе. Таким образом, в нашем издании строго академические исследования буддизма в России сочетаются с его религиозными оценками, философским осмыслением и художественными описаниями — как изнутри самой традиции, так и снаружи ее, что позволяет представить буддийскую тематику более целостно, с разных ракурсов. Для широкого круга читателей.

Серия
«Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырев (председатель), В. Е. Багно, С. А. Гончаров,
А. А. Ермичев, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, М. А. Маслин, Р. В. Светлов,
В. Ф. Федоров, С. С. Хоружий

Ответственный редактор серии
Д. К. Богатырев

Ответственный редактор тома
Р. В. Светлов (РХГА)

Автор-составитель
С. В. Пахомов

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного
фонда (проект № 15-18-00106: «Междисциплинарное
исследование конфессиональных факторов формирования
ценностной структуры российской цивилизации») в Русской
христианской гуманитарной академии

 

© С. В. Пахомов, составление, вступ. статья, комментарии, сост. указателя, 2017
© С. Н. Пахомова, сост. указателя, 2017
© Р. В. Светлов, отв. ред., 2017
© Русская христианская гуманитарная академия, 2017
© «Русский Путь», название серии, 1993


 

СОДЕРЖАНИЕ

От издателя …. 5
С. В. Пахомов
Прошлое и настоящее российского буддизма …. 7
I
Буддизм в России:
история и культура
Н. В. Цыремпилов
Когда Россия признала буддизм? (в поисках указа 1741 г.
императрицы Елизаветы Петровны об официальном
признании буддизма российскими властями) ….43
Э. П. Бакаева
Краткий очерк истории буддизма в Калмыкии (до 1994 г.)
<Фрагменты> ….65
А. А. Курапов
Буддийское духовенство Калмыцкого ханства в период правления
Дондук-Даши (1741–1761) ….91
А. А. Курапов
Политика России в отношении буддийской общины калмыков
в XVII–XVIII вв. …. 111
Б. У. Китинов
Тантризм и шаманизм у ойратов и калмыков …. 120
Э. П. Бакаева
Буддизм в Калмыкии в 1988–2009 гг. …. 141
Цонгоол Б. Нацагдорж
Буддийский фактор в общемонгольской идентичности
российских бурят в XVIII в. …. 166
Ц. П. Ванчикова, О. С. Ринчинова
Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины
в БМАССР в 1920-е гг. …. 189
Ц. П. Ванчикова
Тибетцы в Бурятии: новый феномен в этническом и культурном
многообразии республики …. 203
М. В. Монгуш
Буддизм в Туве …. 216
Ф. Л. Синицын
«Красная буря». Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг.
<Фрагменты> …. 248
А. М. Алексеев-Апраксин
Буддизм как элемент истории санкт-петербургской культуры …. 306
С. Г. Жамбалова
Народный буддизм и сангарил у бурят …. 327
С. Г. Жамбалова, А. С. Суворова
Специфика погребения и меморизации бурятских буддийских
священнослужителей …. 343
II
Российские буддисты:
персоналии и тексты
Панньяавудхо Топпер Тхера
Камма в буддизме тхеравады …. 363
Г. Ц. Цыбиков
Буддист-паломник у святынь Тибета <Фрагменты> …. 392
Б. Д. Дандарон
Первая Благородная Истина Будды <Фрагменты> …. 424
Б. Б. Бадмаев
Учение о пустоте <Фрагменты> …. 451
А. Тенчой
Легенды о практике Чод <Фрагменты> …. 472
О. С. Хижняк
Зарождение науки в Бурятии. Вклад Базара Барадийна
в исследование культуры Монголии и Тибета …. 493
М. Б. Щербак (Морозова)
Трагическая судьба Бидии Дандарона …. 513
Д. Д. Амоголонова
Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова в контексте постсоветской
десекуляризации общественного сознания …. 530
Д. Д. Амоголонова
Хамбо-лама Дамба Аюшеев и его роль в современном буддийском
возрождении Бурятии …. 550
III
Буддисты и небуддисты:
проблемы взаимопонимания
Л. Н. Толстой
Карма …. 569
Н. С. Лесков
На краю света <Фрагменты> …. 578
В. В. Иванов
Возвращение Будды <Фрагменты> …. 608
Н. К. Рерих
Шамбала Сияющая …. 632
В. С. Соловьев
Историческое развитие лично-общественного сознания
в его главных эпохах <Фрагменты> …. 654
А. Мень
У врат молчания <Фрагменты> …. 668
Е. М. Шумская (Есикова)
Миссионерская деятельность Русской православной церкви
среди калмыков Оренбургской епархии (1859–1917 гг.) …. 683
Т. В. Бернюкевич
Буддийские интенции в имперсоналистической концепции
личности Л. Н. Толстого …. 698
Т. В. Бернюкевич
Н. А. Бердяев о религиозно-антропологическом содержании
буддизма …. 708
Ф. Л. Синицын
Теория «общности» буддийского учения и коммунистической
идеологии …. 713
А. И. Андреев
Посольство «западных буддистов» Н. К. Рериха к Далай-ламе
(1926–1928) …. 733
О. С. Хижняк
Принципы сравнительного анализа буддизма и христианства:
внеконфессиональный подход …. 766
Н. В. Цыремпилов
«Зловредное суеверие» или «лучшая из языческих религий»?
Буддизм в православной публицистике XIX — начала XX в. …. 787
Н. В. Цыремпилов
За святую Дхарму и Белого царя: Российская империя глазами
бурятских буддистов XVIII — начала XX в. …. 810
IV
Указы и постановления
Указ из канцелярии Правления пограничных дел нойон цоржи
хамбе Агалдаеву об утвер ждении его в должности главного ламы
в Селенгинском ведомстве …. 837
Кудунский устав. Религиозный устав
монголо-бурятского духовенства Забайкалья …. 839
ПОЛОЖЕНИЕ об управлении Калмыцким народом
(высочайше утвержденное 23 апреля 1847 г.) <Фрагменты> …. 862
ПОЛОЖЕНИЕ о ламайском духовенстве в Восточной Сибири
(высочайше утвержденное 15 мая 1853 г.) …. 869
Комментарии …. 879
Указатель имен …. 905


 

От издателя

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках очередную книгу из серии Русский Путь — «Буддизм: pro et contra». Ее содержание формируется в осмыслении одной из великих духовных традиций в истории человечества. Буддизм — одна из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом. На протяжении столетий буддизм являлся одной из важных культурообразующих сил человеческой истории, выступив духовной основой для формирования особенного типа цивилизационного строительства. Практически невозможно представить будущее планеты без учета буддийского фактора. В условиях глобализации усиление межконфессиональных и межрелигиозных контактов неизбежно. Одной из важнейших тенденций современности можно считать переход к так называемому постсекулярному состоянию (по крайней мере, для Европы, Америки и России). Религии, которые оказались в испытавших секуляризацию обществах вытесненными на периферию социально-культурной жизни, активно пытаются вернуть себе утраченные позиции. При этом границы некогда незыблемых «канонических территорий» и зон конфессионального влияния уже не выглядят чем-то раз и навсегда данным, в научный обиход прочно вошло понятие межрелигиозной конкуренции. Однако не менее важной чертой постсекулярного общества является продолжение секуляризационных процессов, и в этой ситуации большинство религий, выступая носителями традиционных ценностей, оказываются союзниками по сопротивлению духовно-энтропийным процессам в обществе и культуре.
В России, для которой главной культурообразующей духовной силой на протяжении столетий выступало православное христианство, у буддизма своя история. Ее в большей степени, по сравнению с другими геокультурными регионами, вполне можно оценить как позитивный опыт межрелигиозного и государственно-конфессионального сотрудничества. В период господства советской атеистической идеологии все религии третировались в качестве разновидностей «ложного сознания». Ныне пришло время узнавания, понимания и диалога. Особую актуальность этому придает значение буддизма как традиционного интегрирующего фактора в истории ряда российских регионов, а также его роль в духовных и научных исканиях российской интеллигенции (особенно — последнего столетия). Данный том представляет историю рецепций буддизма в России, взятую в ее наиболее культурологически значимых проявлениях. Реализуемый в серии принцип «pro et contra» предлагает читателю определенным образом систематизированные мнения и оценки видных деятелей отечественной культуры, снабжая их историко-аналитическим комментарием, но оставляя выбор окончательного суждения за читателем.
В этом издание подобно всем остальным книгам серии, типологическое различие связано с предметом осмысления. Основная часть более чем 120 томов «Русского пути» посвящена персоналиям — философам, богословам, ученым, писателям и поэтам, государственно-политическим деятелям. Большинство из них представляют отечественную культуру, но ряд изданий отображает российскую рецепцию фигур западного мира. При этом за каждой из осмысляемых в антологиях персон символически просвечивает определенная сфера культурного бытия — философия, музыка и поэзия, государственное строительство, а в более широком плане — культура как таковая или определенная историческая эпоха. Можно сказать, что серия в целом носит культурологический и даже историософский характер. Однако для полноты соответствия историсофским и культурологическим критериям необходимо обращение к анализу не только персоналий, но и реалий.
Последние могут быть выражены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. За последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Помимо подготовки книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших религиозных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма, отметим публикацию антологий, посвященных российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма. Завершилась работа над анализом отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени — либерализма, консерватизма, социализма, анархизма и национализма. В этом же ряду и четырехтомник, посвященный осмыслению феномена русской классической литературы. Первые три тома отражают российскую рефлексию, распределяя между Золотым, Серебряным и Железным веками историю восприятия классики. Четвертый том литературоведческой подсерии систематизирует зарубежные оценки. К такому типу изданий относится и антология, посвященная осмыслению буддизма в российской культуре.
Структура и состав книги во многом определяются общими принципами построения изданий серии. Издания «Русского пути» отображают в первую очередь историю рецепций и рефлексий некого феномена изнутри российской культуры. В меньшей степени — абрисно — их современное состояние, поскольку в истории классические позиции более или менее просматриваются, а подлинная эвристичность современных подходов еще далеко не всегда прошла проверку временем. У буддизма в России долгая история. Соответственно ее представление и сформировало значительную часть книги. В антологию вошли отображающие отношение к буддизму тексты на русском языке. Текстов, выражающих отношение к буддизму в России на других языках, в том числе народов СССР и Российской Федерации, конечно же, больше. Однако их анализ составляет задачу отдельного исследования, а его результаты достойны публикации в серии с другим названием. Как и во всех томах «Русского Пути», мы воздерживаемся от републикаций мнений, не имеющих устойчивой культурной верификации.
В современной России буддизм имеет статус одной из четырех традиционных религий. С учетом многоукладности религиозной жизни нашей страны диалог между религиями и конфессиями, направленный на укрепление социальной солидарности, выступает важным элементом устойчивого развития российской цивилизации. Диалог невозможно начать без знакомства и трудно продолжить без углубляющегося взаимного узнавания. Надеемся, что антология «Буддизм: pro et contra», как и тематически близкие книги нашей серии, посвященные иудаизму, христианству и исламу, будет способствовать и узнаванию, и диалогу.


 

Научное издание

БУДДИЗМ: PRO ET CONTRA
Конфессиональные факторы формирования
ценностной структуры российской цивилизации

Антология

Автор-составитель
Пахомов Сергей Владимирович

Ответственный редактор
Светлов Роман Викторович

Выпускающий редактор А. А. Галат
Корректор А. А. Борисенкова
Верстка Е. В. Владимировой
Художник О. Д. Курта

Подписано в печать 02.10.2017. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 57,5. Тираж 300 экз.
Заказ № 999

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15,
Издательство Русской христианской гуманитарной академии.
Тел.: (812) 310-79-29; +7 (981) 699-6595;
e-mail: books@rhgа.ru. URL: http://www.irhga.ru

Отпечатано в типографии «Контраст»
192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 38

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.